Россия может обойти Канаду и Соединенные Штаты в гонке за господство над обширным углеводородным потенциалом Арктики, если специальная комиссия ООН признает (возможно, в начале 2012 года) российские права на обширный Хребет Ломоносова на дне Северного Ледовитого океана. Подобное признание может дать России контроль над 60% всех углеводородов, которые найдут в высоких широтах Арктики.
Согласно последним заявлениям Дмитрия Медведева, президента России, Россия планирует «более энергично и решительно защищать свои претензии на разведку и разработку арктических месторождений, на фоне попыток конкурентов ограничить ей доступ к этим ресурсам».
Нет необходимости говорить о том, что основной интерес России в Арктике относится к Хребту Ломоносова, подводному хребту континентальной коры в Северном Ледовитом океане, который тянется на 1 800 километров от Новосибирских островов через центральную часть океана к острову Эллесмер в канадском арктическом архипелаге. Канада и Дания также выдвигают претензии на хребет, который считается ключевым «лакомым куском» в поисках углеводородных богатств в Арктике.
Российская политика в Арктике в общем и целом считается экспансионистской, отражающей желание этой страны усилить свои позиции в регионе, также демонстрируемое последними политическими маневрами.
В прошлом году российский премьер-министр Владимир Путин посетил Землю Франца-Иосифа, которая расположена примерно в тысяче километров от Северного полюса. Визит рассматривался в целом как символическое подспорье российских претензий на богатый запасами регион.
Российский интерес в Арктике официально является частью ее стратегии национальной безопасности, которая охватывает период до 2020 года, хотя политический интерес к этому вопросу резко вырос в 2007. Стратегия безопасности строится в основном на основе взгляда на Россию как на глобальную энергетическую сверхдержаву, взгляда, открыто разделяемого Путиным по крайней мере с 2006 года.
Несмотря на прозвучавший в 2001 году отказ комиссии ООН по морскому праву признать права России на Хребет Ломоносова из-за недостатка научных свидетельств, к будущем году Россия будет готова подать новую заявку, которая, по словам некоторых российских ученых, будет содержать неопровержимые свидетельства того, что хребет является продолжением российской континентальной платформы и имеет океаническое происхождение, как отмечалось некоторыми западными учеными.
Подробности заявки пока не раскрываются, но по словам ученых из Российского института океанологии, ожидается, что в этой заявке будет содержаться признание научных открытий российских геологов, которые могут опровергнуть многие прочно установившиеся общепризнанные научные гипотезы.
Положительное решение ООН позволит России расширить внешние границы своего арктического шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров и начать разработку нефтяных и газовых месторождений в треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный полюс.
Нынешний статус Арктики регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, в соответствии с которым ни одна страна не имеет права устанавливать единоличный контроль над Арктикой. Однако страны с доступом к Северному Ледовитому океану могут объявлять зону, которая простирается на 200 миль от их берегов, своей исключительной экономической зоной. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф это продолжение ее материковой территории.
Из-за сложностей, связанных с определением внешних границ континентального шельфа, ни одна из стран до сих пор не смогла установить такие расширенные границы, но это не остановило Россию в ее попытках осуществить это.
Страна сейчас продолжает проводить гидрографические и геологические исследования Арктики и рассматривает вопрос о запуске новой космической системы, которая позволит более пристально мониторить метеорологические условия в регионе и помогать в разведке и разработке запасов.
Более того, часть последних планов Москвы включает в себя создание отдельной группировки сил в регионе для обеспечения безопасности российской территории Северного Ледовитого океана «в различных военно-политических ситуациях».
По словам Артура Чилингарова, человека, который установил российский флаг на морском дне под Северным полюсом в 2007 году (тем самым развязав открытую конкурентную борьбу за Арктику среди основных претендентов), Россия намеревается восстановить советскую сеть полярных станций и подкрепить свои претензии на богатые запасы Арктики при помощи флота ледоколов.
«Россия не уйдет из Арктики, и мы будем наращивать наше экономическое и научное присутствие в регионе, - сказал Чилингаров. - Я уверен, что наши претензии абсолютно законны».
Свидетельством приверженности России идее выбить из гонки своих основных конкурентов в Арктике являются все более увеличивающиеся расходы на различные арктические проекты. По данным источников, близких к российскому правительству, эти траты могут в ближайшие несколько лет достичь уровня в 195 миллионов долларов ежегодно.
В поисках союзников
Помимо чисто популистской активности, перед подачей новой заявки в ООН Россия на самом деле заручилась поддержкой своей позиции со стороны Норвегии, одного из ее бывших соперников в споре за арктический шельф, заключив двустороннее соглашение, которое устанавливает статус для примерно 175 000 квадратных километров морского пространства в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, которые Россия и Норвегия ранее считали спорными территориями.
С целью привлечь Норвегию на свою сторону в споре с Канадой и Данией, Россия даже решила сделать уступки Норвегии (которая пользуется большим влиянием в ООН) в области рыболовтсва.
«Это соглашение выходит за рамки двусторонних отношений России и Норвегии и открывает дополнительные возможности для сотрудничества между арктическими странами, - говорит Олег Хлестов, вице-президент Российской международной правовой ассоциации. - Россия получает решительное преимущество в борьбе за арктический шельф до повторного рассмотрения ее заявки в ООН. Конечно, разрешение этого вопроса в западной Арктике - это позитивный момент для России».
По словам Дмитрия Абзалова, ведущего российского эксперта в области геополитики, существование российско-норвежского пакта может вынудить Канаду договариваться с европейским альянсом России и Норвегии в конкурентной борьбе за ресурсы в Арктике.
В то же самое время, в дополнение к Канаде и России, Дания также может рассматриваться как один из основных претендентов на арктический шельф, благодаря своему очень сильному присутствию в комиссии ООН по морскому праву.
Дания претендует на примерно 62 000 квадратных мили арктических территорий и за последние несколько лет вложила примерно 500 миллионов долларов в обоснование этих требований. Как и Россия, Дания настаивает на том, что Хребет Ломоносова является продолжением ее территории. В августе 2007 года Дания провела свою собственную исследовательскую миссию в Арктике с целью собрать данные для представления заявки в ООН.
Согласно результатам этой миссии, датские специалисты в области наук о Земле пришли к выводу, что Хребет Ломоносова, который проходит под Северным полюсом, является продолжением Североамериканской и Гренландской тектонических плит, а не Евразийской плиты, как заявляет Россия.
Кстати, большинство российских экспертов уверены, что основная конкурентная борьба за арктические ресурсы в ближайшие годы развернется между Россией и Канадой, которые борются за действительно экономически привлекательные районы на северных территориях шельфа. В этом отношении существует возможность, что после Норвегии Москва может достичь аналогичного соглашения с Данией, тем самым значительно усилив свои шансы на конечный успех.
Анатолий Цыганок, известный российский аналитик по Арктике, уверен, что соглашение между Россией и Данией может быть достигнуто в случае, если две страны согласятся с тем, что Хребет Ломоносова является продолжением одновременно и Гренландии, и континентального шельфа Сибири. Это позволит России установить контроль над большей частью арктических энергетических ресурсов.
Даже сейчас значительная часть российской добычи газа осуществляется в арктических районах, особенно на Ямальском полуострове, к северу от Архангельской области, в то время как богатое газом Штокмановское месторождение (запасы которого оцениваются примерно в 3,8 триллиона кубических метров природного газа), которое, как ожидается, будет активно разрабатываться в ближайшие несколько лет, располагается в Баренцевом море.
Любое деление территорий Арктики, однако, также должно будет принимать во внимание претензии со стороны тех стран, у которых нет прямого доступа к ней, но которые тем не менее претендуют на свою долю ее ресурсов - Швеции, Финляндии, Китая и Соединенных Штатов, и все они настаивают на создании режима общего использования в отношении всего арктического архипелага.
Очевидно, что секторальное разделение Арктики, которое предлагается некоторыми странами (включая Канаду и Россию) будет не в интересах Соединенных Штатов, так как они получат контроль лишь над 10% арктических территорий, простирающихся от Аляски.
Российская приверженность арктическому вопросу отражается в последних заявлениях некоторых лидеров страны, и особенно в словах Сергея Лаврова, министра иностранных дел России, который встречался с Лоуренсом Кэнноном (Lawrence Cannon), своим канадским коллегой, в Гатино (Квебек) прошлой осенью.
В то время Лавров согласился с тем, что Россия разрешит свой спор вокруг Хребта Ломоносова на условиях, которые диктует Конвенция ООН по морскому праву, но не будет мириться с попытками ограничить российскую роль в Арктике. Россия, сказал он, готова защищать свои интересы всеми доступными способами, включая юридические, дипломатические, военные и экономические.
Сейчас Россия готова вести разведку в Арктике в соответствии с международным законодательством, но если ООН не признает российские права на Северный полюс, существует вероятность того, что Россия даже может выйти из Конвенции ООН по морскому праву.