Осторожность в высказываниях не является сильной стороной Махмуда Ахмадинежада. В субботу иранский президент потребовал исключить США из Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и подтвердил право Ирана на развитие своей собственной ядерной программы. В воскресенье он использовал «День армии» и масштабный военный парад для демонстрации силы.
В противовес разоруженческим инициативам президента США Барака Обамы Ахмадинежад провел у себя в стране международную конференцию по проблемам разоружения. «Атомная энергия - для всех, атомное оружие – никому» - с таким требованием выступил одиозный и радикальный президент. По его мнению, доверие к МАГАТЭ ослабевает, так как агентство неспособно остановить гонку вооружений, а также препятствует расширению гражданского использования атомной энергией теми странами, которые не обладают ядерным оружием.
МАГАТЭ неоднократно выражало свои сомнения относительно того, что атомная программа Ирана направлена только на мирное использование ядерной энергии. Неясным, однако, остается вопрос, смогут ли западные страны добиться принятия более жестких санкций против Ирана. Обама недавно призвал к более действенным санкциям. Тем не менее, Бразилия и Турция, являющиеся непостоянными членами Совета Безопасности ООН, высказались в Тегеране против ужесточения санкций. По их мнению, Иран имеет право на использование атомной энергии. Обе эти страны пытаются в настоящий момент значительно расширить торговлю с Ираном. Для этого уже на следующей неделе в Тегеран прибывают турецкий министр иностранных дел и президент Бразилии.
Обладающие правом вето в Совете Безопасности ООН Россия и Китай, по данным Handelsblatt, провели в кулуарах этой встречи двусторонний обмен мнениями. «Мы не верим в действенность санкций. Однако иногда наступает такой момент, когда санкции становятся неизбежными, и такой момент может вновь наступить в ближайшее время», заявил российский заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков в интервью Handelsblatt. По его словам, «существуют сомнения относительно прогресса в применении уже принятых санкций». Он обосновал это тем, что Тегеран до сих пор, несмотря на существующую договоренность, не направил уран для переработки в Россию и Францию. Однако, как отметил Рябков, Москва выступает «против санкций, целью которых является свержение правительства или наказание народа». Китай в последнее время также выступает против введения санкций.
Глава российской госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко заявил, что построенный российскими фирмами реактор в Бушере будет введен в эксплуатацию в августе, несмотря на возможные санкции.
Однако как раз недавно располагающий сетью заправочных станций в Америке и Европе российский нефтяной гигант «Лукойл», акциями которого владеет американский нефтяной концерн Conoco-Phillips, прекратил поставки бензина в Иран. По имеющимся данным, это произошло под давлением США. Малайзийская компания Petronas последовала этому примеру, в результате чего Ирану становится все сложнее приобретать бензин и дизельное топливо. Что касается немецких концернов, то после Siemens, Allianz и Muenchner Rueck на прошлой неделе свою работу в Иране прекратил также Daimler.