Место для строительства АЭС было выбрано ещё в 1976 году рядом со средиземноморским портом Мерсин, расположенном в Аккую, одном из самых бедных районов Турции. Однако Анкара с тех пор так и не смогла осуществить этот проект.
Москва и Анкара подписали 12 мая 2010 года соглашение о сотрудничестве в строительства и эксплуатации первой атомной электростанции в Турции. Документ подписан по завершении переговоров президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Турции Абдуллой Гюлем. Это будет одна из самых крупных АЭС в мире. Её мощность составит 4,8 ГВт, а стоимость строительства оценивается более чем в 17 миллиардов евро.
Госкорпорация по атомной энергии Росатом, представленная Интер РАО и ЗАО «Атомстройэкспорт», будет владеть 51% акций и намерено окупить свои вложения в течение 15 лет посредством соглашения, в соответствии с которым турецкое правительство обязуется выкупать половину производимой энергии. Строительство будет осуществляться в два этапа, в ходе каждого из которых будут возведены по 2 реактора, и займёт это 7 лет. При этом Росатом должен будет отдавать правительству Турции 20% прибыли. Остальные акции (49%) будут контролироваться компанией АКСА, близкой к Партии справедливости и развития, лидером которой является премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.
Таким образом, Россия превращается в главного партнёра Турции в области энергетики (в настоящее время Россия обеспечивает на 70% Турцию энергией). Кроме того, в соответствии с подписанными документами, она будет взаимодействовать с турецкой стороной в техническом обслуживании, модернизации, а также физической защите АЭС. «Это говорит о высокой степени доверия Турции к России», пишет Мурат Еткин в газете Radikal.
Соглашение свидетельствует об активизации деятельности российской дипломатии, благодаря усилиями которой только за последние месяцы Москва заключила важные соглашения с Польшей, Азербайджаном, Норвегией, Узбекистаном, Украиной и Сирией. И, конечно же, с Турцией.
Таким образом, Москва помогает Анкаре укрепить свои позиции в качестве мирового игрока в области транспортировки энергоресурсов, а Турция способствует возвращению России на Балканский полуостров, усиливая тем самым рычаги воздействия Москвы на Брюссель.
Эта политика дополняется недавним сближением позиций балканских стран (в первую очередь Сербии и Боснии-Герцеговины) с Турцией с целью совместного вступления в Евросоюз, а также другими смежными соглашениями, как, например, проект «Посейдон», который должен заменить бесперспективные планы строительства магистрального газопровода «Набукко» из стран Центральной Азии в Европейский Союз.
По газопроводу «Посейдон» азербайджанский природный газ будет поставляться в Италию и Грецию с использованием инфраструктуры газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Мощность трубы, проложенный по дну Ионического моря, составит 11,8 миллиардов кубометров газа в год. Её строительство обойдётся в 450 миллионов евро, из которых Евросоюз оплатит почти одну четверть. Предполагаемая мощность «Набукко» составляет 31 миллиард кубометров газа в год, а стоимость строительства приближается к 9 миллиардам долларов.
Также одобрен проект строительства нефтепровода Самсун-Джейхан, который будет перекачивать российскую нефть из Чёрного в Средиземное море, снижая тем самым нагрузку на движение судов по Босфорскому проливу. Мощность этой ветки составит 1,2 миллиона баррелей нефти в день, а её стоимость - порядка 2 миллиардов евро. В качестве подрядчиков выступают турецкая компания «Чалык Энерджи» (Calik Energy), близкая к Партии справедливости и развития, и итальянская ЭНИ (ENI), партнёр Газпрома.
Двумя другими важными вопросами, по которым были достигнуты соглашения в ходе встречи Дмитрия Медведева с Абдуллой Гюлем, является удвоение товарооборота между двумя странами в течение ближайших пяти лет (с 32 миллионов евро до 80 миллионов (так в тексте, прим. переводчика)) и разрешение на возвращение турецких строительных компаний на российский рынок. Турецкие строители будут участвовать в возведении объектов зимней Олимпиады Сочи-2014 и Универсиады Казань-2013.
Кроме того, главы России и Турции признали свою ответственность как «двух крупнейших стран региона» и обсудили возможные пути разрешения конфликта вокруг Нагорного Карабаха и иранскую ядерную проблему.