Это называют «ушами» Израиля.
Огромный объект, где, как говорят, разведка занимается мониторингом телефонных звонков и электронных писем по всему Ближнему Востоку и за его пределами.
Десятилетиями место скрывалось от пытливых глаз в пустыне, однако теперь объект – в центре внимания журналистов.
Вероятно, многие израильтяне проезжали мимо и даже не обращали внимания. Несколько спутниковых тарелок в окрестностях маленького городка в пустыне Негев. Однако это не обычная военная база.
НИКИ ХЭЙГЕР, новозеландский журналист: Это крупнейший шпионский объект, существующий на настоящий момент на Земле.
А Хэйгер знает, о чем говорит, – он изучает электронный шпионаж уже 25 лет. Он получил наводку через свои каналы.
НИКИ ХЭЙГЕР, новозеландский журналист: Никто никогда не знал и не осознавал, что в Израиле может существовать нечто такого масштаба. Объект просто никогда не отмечался на карте, его не было видно.
Однако теперь база появилась на спутниковых изображениях: 30 различных прослушивающих антенн направлены каждая на отдельное зеркало в небе.
ДАНКАН КЭМПБЕЛЛ, британский журналист: Они снимают все, что возможно уловить через спутник. Система просто не различает, и получается, что прослушать можно все и всех.
А послушать есть чего. С этого узла можно перехватить любой телефонный звонок, любое электронное сообщение.
По утверждению Кэмпбелла, прослушивание осуществляется где-то здесь, вдоль побережья к северу от Тель-Авива.
ДАНКАН КЭМПБЕЛЛ, британский журналист: Обычно это выглядит как большой промышленно-складской комплекс, база, с очень серьезной охраной. Я видел много подобных объектов в США. Утром на объект приходят несколько сотен человек. Они занимаются вычиткой электронной почты, прослушиванием телефонных звонков.
Однако в самом Израиле все молчат.
РОНЕН БЕРГМАН, журналист и писатель: Я не когда об этом не слышал, не понимаю, о чем вы говорите.
МЕИР ЭЛЬРАН, Институт исследования проблем национальной безопасности: Не понимаю, почему вокруг этого объекта подняли столько шума. Это просто платформа, инструмент, средство. Нужно осознавать, что разведке нужны инструменты, чтобы перехватывать, обнаруживать то, что должно быть перехвачено и обнаружено.
Однако почему сама эта база не была обнаружена? Она была отлично спрятана, пока расследование Хэйгера не наделало столько шума.
НИКИ ХЭЙГЕР, новозеландский журналист: В первую очередь меня поразил масштаб. Это гигантский шпионский объект, который может оказывать сильное влияние на политику на Ближнем Востоке и за его пределами. Затем меня постигло второе откровение: этой базе, очевидно, столько же лет, сколько и базам в Британии, Германии, России, Америке.
Смысл в том, что это лишь предположения.
МЕИР ЭЛЬРАН, Институт исследования проблем национальной безопасности: Те, кому нужно, точно знают, где это и что это.