Активно начался новый 2011 год для внешней политики Турции. Сразу же после окончания 3-й конференции послов, которая проходила 3-9 января в Анкаре, первые лица государства, вместе с довольно представительными делегациями, осуществили ряд значительных и содержательных визитов в страны Ближнего Востока. В частности, президент Турции Абдула Гюль посетил Йемен, а премьер-министр Реджеп Эрдоган - Кувейт и Катар. В официальные делегации обоих высокопоставленных чинов входили представители деловых кругов Турции.
Прошедшие визиты вызвали большой интерес не только в регионе, но и в международных политических кругах. Все с интересом наблюдали за встречами турецких лидеров, так как в последний период отношения официальной Анкары со странами Ближнего Востока стали предметом всеобщего обсуждения. У подобного отношения имеются свои объективные причины, главными из которых являются публичные резкие высказывания первых лиц государства и инициированные ими региональные проекты. Среди них самый большой резонанс вызвали предложения Турции в связи с ядерной программой Ирана (которые были отвергнуты международным сообществом) и крайнее обострение отношений с Израилем из-за блокады сектора Газа, которое продолжается по сей день.
Особенно резкими заявлениями отличаются выступления премьер-министра Р.Эрдогана, который и на этот раз не изменил традиции и на турецко-кувейтском деловом форуме заявил, что «у мусульманских стран, если они будут солидарны, есть потенциал решить проблемы, стоящие перед ними, без вмешательства других сил». Это заявление вызвало неоднозначную реакцию, как в мире, так и в самой Турции, и породило сомнения по поводу того, что баланс сил, существующий на сегодняшний день в регионе, может претерпеть определённые изменения.
Международный интерес, вызванный данными визитами, подогревается и новым тезисом «мудрой страны», выдвинутым министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу (этот термин впервые прозвучал на 3-й конференции послов), который подразумевает «более активные и ориентированные на результат шаги» Турции, направленные на упрочение двусторонних отношений в регионе.
По мнению некоторых экспертов, эти шаги, кроме экономического и политического сотрудничества, будут направлены в сторону религиозного, культурного и психоэтнического единства. По их словам, к подобным выводам можно прийти на основании заявлений, сделанных президентом и премьер-министром Турции. Для наглядности приводят церемонию открытия мемориала турецких солдат в Йемене, где во время исполнения турецко-йеменской народной песни, турецкая делегация во главе с президентом А.Гюлем не скрывала слёз. Этот факт широко освещался в турецких средствах массовой информации. Не менее эмоциональными были выступления Р.Эрдогана в Кувейте и Катаре, в которых особо отмечались общие культурно-исторические ценности.
По оценкам экспертов, метод, избранный Турцией для взаимоотношений с мусульманскими странами региона, когда на передний план вынесена солидарность по религиозному признаку, в первую очередь ослабляет позиции США. По их же мнению, подобное развитие событий выгодно России, которая на данном этапе рассматривает Турцию в качестве своего союзника и своей главнейшей задачей считает вытеснение США с Ближнего Востока. Аналитики предполагают, что в дальнейшем официальная Москва будет подталкивать Турцию в этом направлении.
Заслуживает внимания заявление министра иностранных дел Турции А.Давутоглу, сделанное им в связи с правительственным кризисом в Ливане, в котором вместе с арабскими странами региона, России также было предложено принять участие в решении существующих проблем. По его словам, «у России имеется потенциал для того, чтобы сыграть положительную роль в урегулировании ливанского кризиса».
В итоге, с учётом мнений экспертов и аналитиков, становится ясно, что новая стратегия отношений Турции со странами Ближнего Востока может принести Анкаре серьёзные политические дивиденды и будет способствовать упрочению её позиций в регионе. В результате, в будущем международное сообщество, в особенности США и Евросоюз, будут вынуждены учитывать позицию Турции в вопросах ближневосточной политики и идти на определённые уступки.