Пока сотни тысяч египтян протестовали в Каире против режима президента Хосни Мубарака, миллионы других сидели дома, пытались раздобыть денег, поскольку наличность в банкоматах иссякла, и не могли работать.
Финансовые потери Египта от народного восстания уже значительны и продолжают расти. Согласно пятничному отчету инвестиционного банка Credit Agricole протесты обходятся стране в 310 миллионов долларов ежедневно. Министр финансов Самир Радван (Samir Radwan) назвал экономическую ситуацию «очень серьезной».
На данный момент политический кризис осложняет жизнь простым гражданам, которые и без того страдают от высокой безработицы и растущих цен на продукты.
Рамадан Мохамед (Ramadan Mohamed), продавец овощей из пригорода Каира Саад Заглул (Saad Zaghloul), говорит, что торговля идет вяло, поскольку люди на всякий случай сидят по домам. Комендантский час в городе, на улицах которого по ночам обычно многолюдно, сократил время работы. Помидоры за неделю до начала протестов стоили два египетских фунта, теперь - в два раза дороже.
«Я неделю без работы, потому что должен быть дома и защищать его от мародеров», - рассказывает Рамадан. «Сейчас люди сидят в своих квартирах и не выходят. Торговать есть чем - нет покупателя. Тяжело».
Маленькие магазины, как у г-на Мохамеда, еще не слишком пострадали от событий. Туризм – основа египетской экономики – опустошен. Миллион туристов ринулись домой в первые девять дней с начала протестов, сообщил новый вице-президент на этой неделе.
В каирском аэропорту прилетающие самолеты почти пусты, зато вылетающие заполнены иностранными туристами и в чуть меньшей степени – представителями бизнес-элиты, разбогатевшими при режиме Мубарака.
Более 10% рабочих мест в Египте создано в турбизнесе, который принес стране в прошлом году более 11 миллиардов дохода от иностранцев. Сегодня, под занавес туристического сезона, пирамиды в Гизе стоят одиноко и отели пустуют.
«Конечно, я со своим народом и хочу перемен. Но надо еще и как-то жить», - говорит Аида Сувейль (Aida Suweil), она работает в компании, обеспечивающей транспортом туристов. «Если так будет продолжаться, многие из нас останутся без работы».
Здешний туристический бизнес доказал свою жизнестойкость – многие годы он неизменно восстанавливался и набирал обороты после террористических атак. Но решение выпустить против протестующих оплаченных головорезов - такое не сразу сотрется в сознании европейцев и американцев, когда они будут решать, где бы отдохнуть с семьей.
Лахсен Ачи (Lahcen Achy), экономист ближневосточного отделения фонда Карнеги, считает, что туризм не сможет восстановиться, по меньшей мере, в ближайшие шесть месяцев.
Бюджет Египта составлен с рекордным дефицитом, который в текущем финансовом году может достичь 19 миллиардов долларов. Налоговые поступления падают, в то время как необходимость в продуктах питания и иных субсидиях выросла, а возможность зарубежных заимствований и привлечения иностранных инвестиций подорвана беспорядками. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), одно только решение отключить на пять дней доступ к интернету по всей стране может обойтись Египту в 90 миллиардов долларов.
Многие рейтинговые агентства понизили долговой рейтинг Египта, стоимость кредитов выросла примерно на один процентный пункт и составляет около 6,8%. Ограничения на зарубежные заимствования, которые бы заткнули бюджетные прорехи, могут вынудить Центральный банк запустить денежный печатный станок, что поднимет и так высокую инфляцию и ударит по 40% египтян, которые живут на два доллара в день и даже меньше. Рынок акций перед закрытием упал на 20%, длительный простой банков означает, что египтяне, живущие за рубежом, не могут перевести деньги домой, говорит г-н Ачи.
Ожидается, что банки могут начать работать в воскресенье.
Об экономических показателях можно судить по магазинным рядам, которые через 10 дней с начала протестов все еще закрыты, по разбитым витринам и разграбленному виду некоторых из них, а также по табличкам «неисправно» на банкоматах.
«Это обернется нехваткой рабочих мест, некоторые лишились своих средств, своих магазинов, машин, и этим людям будет тяжело», - говорит г-н Ачи. На данном этапе трудно оценить возможные потери. «Сначала надо дождаться, когда мы достигнем дна, ведь событиям еще не видно конца», - резюмирует он.
И все же для некоторых египтян надежда на светлое будущее перевешивает текущие экономические проблемы.
«Сегодня нам трудно», - говорит Джихад Гани (Jihad Ghani), молодая женщина, которая покрыла голову шарфом канареечного цвета в знак протеста против г-на Мубарака. «Но при нем нам становилось все хуже и хуже. Безработица росла, цены росли, а зарплата не увеличивалась – жить становилось труднее. Я думаю, когда мы преодолеем эти трудности, с приходом свободы жизнь станет лучше».