Реакция международной дипломатии на события в Ливии неоднозначна. В большинстве западных стран боевые действия против режима Каддафи восприняты с одобрением. В Москве и Пекине заявили, что сожалеют о начале эскалации. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич призывал «сделать все, чтобы не допустить страданий мирного гражданского населения». В российском МИДе убеждены, что нужно незамедлительно остановить кровопролитие и начать диалог между самими ливийцами. Никто из опрошенных корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» российских экспертов не усомнился в эффективности действий коалиционных войск в Ливии. По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона», члена общественного совета при Министерстве обороны РФ Игоря Коротченко, сценарий, который сейчас реализуется, в принципе уже был опробован в предыдущих воздушно-наступательных операциях, которые западные армии проводили в Ираке и Афганистане. «Они стараются первыми ударами уничтожить основные объекты военной инфраструктуры Ливии с целью вызвать паралич государственного и военного управления страной, подорвать моральный дух ливийской армии и затруднить ведение боевых действий как против войск коалиции, так и против мятежников», – добавил он.
Реально, на его взгляд, это выражается в том, что в число объектов первоочередного удара попали системы и комплексы ПВО, позиции РЛС контроля воздушного пространства, узлы связи и управления. «Удары наносились крылатыми ракетами «Томагавк» как с развернутых по побережью Ливии в Средиземном море подлодок США и Великобритании, так и с надводных боевых кораблей. В принципе данная тактика адекватна поставленным целям», – считает главный редактор «Национальной обороны».
По сообщения информагентств, в действиях против Ливии участвуют силы США, Великобритании, Канады, Франции и Италии. Первыми по ливийским позициям нанесли удар «Миражи» ВВС Франции. Кроме того, для обеспечения «бесполетной зоны» в воздушном пространстве Ливии на Сицилии будут размещены самолеты ВВС Норвегии и Дании.
Игорь Коротченко обратил внимание, что США постараются максимально исключить любые формы своего непосредственного вмешательства, не втягиваться в прямые боевые операции, в том числе с применением собственной авиации. «Они проповедуют дистанционную войну, которая предполагает выявление целей, передачу данных союзникам с последующим нанесением ударов крылатыми ракетами», – констатировал он.
С его точки зрения, США и Великобритания действовали в Ливии целесообразно в военном отношении, а Франция – больше пропагандистски. «Сообщалось об атаке французскими ВВС бронированного автомобиля и четырех танков. На самом деле современные истребители не предназначены для таких мелких миссий. Франция действовала в расчете на достижение какого-то сиюминутного политического, а не военного эффекта», – настаивает эксперт.
Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин отмечает некоторую запоздалость начала боевых действий коалиционных войск. «Слишком долго они все согласовывали, определяли порядок действий, хотя сосредоточение сил произошло практически сразу после начала восстания», – комментирует он.
Ему непонятно, почему такая затяжка произошла. «Возможно, американцы не хотели идти в первом эшелоне, и предоставили эту честь Франции и Великобритании. Тут логика понятна», – предполагает Александр Шаравин.
Но в эффективности нанесенных ударов директор Института политического и военного анализа не сомневается. Он думает, что практические результаты ударов проявятся уже в ближайшее время. «Их роль важна даже не столько в военном смысле, сколько в психологическом. Ведь до этого Каддафи имел абсолютное превосходство в воздухе, его хорошо обученные и подготовленные регулярные части, собранные в кулак, были на порядок сильнее, чем разрозненные повстанцы. Удары с воздуха переломят ситуацию», – комментирует эксперт.
Он уверен, что боевой дух действующих на стороне Каддафи наемников быстро упадет «Они могут просто разбежаться. Сторонники Каддафи также способны запросто из союзников превратиться в противников. Вожди племен внимательно отслеживают ситуацию. В итоге база поддержки Каддафи резко сократится», – резюмирует Александр Шаравин.
По оценке экспертов, вооруженные силы лидера Джамахирии не в состоянии серьезно противостоять силам коалиции. «Вооружения, которые есть у полковника Каддафи, весьма устаревшие. Комплексы С-200 советского производства, конечно, ничего не смогут сделать против современных крылатых ракет и авиации», – подчеркнул Александр Шаравин.
Он полагает, что с помощью крылатых ракет удалось подавить основные объекты ПВО Ливии, и западная авиация может действовать, ничего не опасаясь.
Сбор данных о результатах нанесенных по Ливии ракетных ударов займет от 6 до 12 часов, сообщил в воскресенье вице-адмирал ВМС США Уильям Кортни. Главными целями он назвал советские ракеты класса «земля-воздух» и радары ПВО, а также объекты связи.
Насколько затянется конфликт?
Триполи рассматривает военную операцию Запада против Ливии как незаконное вторжение на территорию суверенного государства и расценивает ее не иначе, как акт терроризма, заявил в воскресенье в телеобращении к нации Муаммар Каддафи. Он выразил уверенность, что «ливийский народ будет бороться до конца» и сообщил о том, что все склады с вооружением «для защиты страны от агрессора» уже открыты».
Александр Шаравин не думает, что открытие военных складов как-то сможет повлиять на ход событий. «У Каддафи нет реальной массовой поддержки. Это оружие может оказаться направленным против него самого. И потом авиации коалиции способна легко разгромить эти склады, а информация об их местонахождении наверняка не секрет», – убежден он.
В его представлении заявление Каддафи носит в большей мере пропагандистский смысл. «Все понимают, что лидер Джамахирии сейчас блефует. Верить ему и его телевидению совсем нельзя», – заключил Александр Шаравин.
В понимании Игоря Коротченко тезис западной коалиции «не допустить кровопролития» лукав. «С точки зрения норм международного права, в Ливии происходит вооруженный мятеж одной из провинций против центрального правительства, – аргументирует он. – И, собственно, Каддафи, руководствуясь действующими законодательными актами, наводил порядок на территории своей страны. Если бы ООН и западные страны были действительно озабочены проблемам прекращения кровопролития, то очевидно, что еще несколько недель назад в Ливию прибыла бы представительная международная комиссия, которая постаралась бы на месте разобраться в причинах и истоках конфликта и постараться посадить противоборствующие стороны за стол переговоров».
По его мнению, для прекращения кровопролития можно было бы избрать совершенно иной сценарий развития событий – в частности, ввод миротворческих войск ООН и введение лини разграничения между повстанцами и регулярной ливийской армией.
«Это позволило бы реализовать те принципы, которые провозглашались при принятии известной резолюции ООН. В данном случае мы наблюдаем за тем, как с политической сцены устраняют неугодного политического деятеля – хотя и одиозного, но вполне легитимного правителя», – подытожил Игорь Коротченко.
Он просил не забывать и такую важную составляющую нынешнего конфликта, как контроль над ливийской нефтью, которая, по разным оценкам, дает примерно 10 процентов общего мирового объема нефти на внешнем рынке.
Александр Шаравин, напротив, возражает против попыток оценивать резолюцию Совета Безопасности и действия коалиции по тому, что происходит в эти часы. «Не надо забывать, что на первых порах протесты против режима Каддафи были абсолютны мирные, а демонстрации подавлялись жестко и кроваво. Только потом оппозиция взяла в руки оружие, а не наоборот», – напомнил он.
Ему кажется лукавством говорить о том, что сейчас в Ливии противодействуют две вооруженные силы, и выступать на стороне одной из них неправильно. «Утверждать, что Каддафи – белый и пушистый, несерьезно», – предостерег эксперт.
МИД РФ призвал обеспечить в Ливии безопасность иностранных дипмиссий и их сотрудников, в том числе, посольства России в Триполи и всех российских граждан, которые сейчас находятся в Ливии.