Вашингтон – Администрация Обамы уговорила колеблющиеся арабские страны и авторитетных членов ООН – Россию и Китай – присоединиться к международному осуждению режима сирийского президента Башара Асада, заявив в четверг, что им будет лучше встать «на правильную сторону истории».
Повторив президентский ультиматум прошлого месяца о том, что Асад должен либо начать реформы, либо оставить власть, госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что сирийский лидер явно упускает свой шанс, жестоко подавляя выступления демонстрантов и политических оппонентов.
Надежды на то, что его правительство может измениться, «если не полностью растаяли, то почти ушли», сообщила она в Вашингтоне. Приблизительно в это же время сирийские силы подвергли мощному обстрелу город в центре страны, в результате чего были убиты по меньшей мере 15 человек. Активисты говорят, что более 1100 человек уже погибли с момента начала силовых действий в марте.
Клинтон, однако, посетовала на то, что международная разобщенность и отсутствие единства ограничивают США в их возможностях ответной реакции. Она сказала, что США тесно работают с Европой над вопросом санкций и над возможной резолюцией ООН с осуждением Сирии за пытки и убийства мирных протестующих.
«Пока что отношение международного сообщество не так едино, хотя мы пытаемся добиться этого единства», - отметила Клинтон.
Она имела в виду в том числе и тупик в Совете Безопасности ООН. США и их европейские партнеры не смогли добиться серьезного осуждения Сирии в Совбезе, когда такие влиятельные его члены, как Россия, Китай и Индия вместо этого призвали к диалогу в Сирии. Клинтон не назвала эти страны поименно, хотя суть ее послания была ясна.
Она также сказала, что арабским странам не было предложено «никакого варианта сильных действий» в отношении Асада, подобных тем, что были предприняты в отношении ливийского лидера Муамара Каддафи.
Сирийская вероятная революция предоставляет администрации Обамы, возможно, самую серьезную возможность для стратегических завоеваний в результате волны протестов, которая распространилась по арабскому миру в этом году. Режим Асада будет первым проиранским и антиамериканским правительством, которое вот-вот падет, после того, как администрация потеряла двух союзников в лице бывших лидеров Туниса и Египта, Зина эль Абидин Бен Али и Хосни Мубарака. США присоединились к своим союзникам в военной операции с целью защиты ливийского гражданского населения от атак сил Каддафи, но так и не смогли заставить Каддафи уйти.
При всем насилии династия семьи Асада, которая правит уже четыре десятилетия, не вызывает такой же ненависти в регионе, как диктатура Каддафи, и это, наряду с опасениями по поводу дестабилизации Ливана и арабо-израильских мирных усилий, вынудило администрацию Обамы действовать с осторожностью. США сами медлили в плане полного осуждения Асада, предпочитая в течение некоторого времени ободрять его действовать в направлении облегчения режима и перехода к курсу реформ. Они отказались от мягкого подхода в прошлом месяце, и сейчас пытаются соорудить очередную коалицию, чтобы мобилизовать уже действия на международном уровне, без сильного военного вмешательства, чтобы надавить на власти Сирии с тем, чтобы они прекратили силовые операции.
Выступая перед журналистами, Клинтон заявила, что США ведут неофициальные переговоры, чтобы добиться международного консенсуса по тому, какие действия должна предпринять Сирия. Сюда входит и освобождение политзаключенных, и прекращение несправедливых задержаний, и разрешение въехать в страну правозащитникам.
«Мы делаем все, что в наших силах, - сказала Клинтон, - тем, в отношении кого мы стремимся, чтобы они разделили нашу точку зрения, придется принять свое собственное решение. Но мы думаем, что им будет лучше встать на правильную сторону истории».
Сирийское правительство освободило сотни политзаключенных в среду в рамках объявленной амнистии, и президент создал комитет национального диалога в попытке положить конец 10-недельному восстанию. Но уступки были сделаны на фоне продолжения смертоносных атак на города, рассматриваемые как угроза его власти.
США заявили, что амнистии будет недостаточно.
Представитель госдепартамента Марк Тонер (Mark Toner) заявил, что все политические заключенные должны быть освобождены, а насилие должно прекратиться. «Жест освобождения примерно сотни политзаключенных недостаточен, и я думаю, что сирийский народ чувствует примерно то же самое», - сказал он.
Этот посыл перекликался с французским, но российский министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с предупреждением к манифестантам, заявив, что попытки добиться смены режима Асада силой будут иметь «катастрофические последствия».
Клинтон заявила, что случай Сирии требует «очень ясно рассчитанной оценки того, какое у нас имеется влияние и кто является нашими партнерами».
Соединенные Штаты изолировали эту арабскую страну на годы из-за ее враждебных отношений с Израилем и из-за поддержки движения «Хезболла» в Ливане и ХАМАС на палестинских территориях – группировок, которые США считают террористическими организациями.
Подчеркивая ограниченность американского влияния, официальные представители Госдепартамента заявили в четверг, что посол США в Сирии Роберт Форд (Robert Ford) пытался добиться соответствующего разговора с официальными лицами в Дамаске ранее на этой неделе, но ему отказали. В среду представитель американских властей Марк Тонер заявил, что Форд «увидел своих сирийских собеседников», и что он «конечно, поднял животрепещущие вопросы, связанные с озабоченностью в связи с несоблюдением прав человека».