В среду Международное энергетическое агентство (МЭА) увеличило давление на ОПЕК, повысив прогноз мирового спроса на нефть и предупредив, что возможны «разрушительные последствия» для мировой экономики, если производители нефти не увеличат объемы поставок.
Последний ежемесячный отчет МЭА показывает, что, несмотря на то, что поставки сырой нефти картелью ОПЕК выросли в мае на 210 000 баррелей в день, они все равно на 1,25 миллиона баррелей ниже, чем до начала военного конфликта в Ливии
Ожидается, что из-за энергетических потребностей Китая и Индии мировой спрос в этом году достигнет отметки 89,3 миллиарда баррелей в день, и призыв к ОПЕК должен повлиять на нефтедобытчиков так, чтобы добыча нефти выросла на 400 000 баррелей в день – то есть, становится совершенно очевидно, что в ОПЕК должны существенно увеличить поставки, считает МЭА.
Многие члены ОПЕК под предводительством Саудовской Аравии рассмотрели возможность повышения производительности, чтобы помочь стабилизировать цены на нефть, чей рост был спровоцирован восстановлением мира после глобального кризиса и внезапным прекращением ливийских поставок. Но на встрече в Вене, прошедшей на прошлой неделе (которая позже была названа саудовским министром Али аль-Наими «одной из худших встреч, какие у нас были»), группа стран, противостоящая этому плану, включающая Иран и Венесуэлу, наложили на него вето, подняв цену на нефть Brent более чем на 2 доллара за один день.
МЭА не во всем держится такого мрачного тона. Один парижский консультант указывает на «ободряющие знаки», заключающиеся в том, что некоторые производители, в том числе Саудовская Аравия, стремятся повысить объемы добычи в следующие месяцы, чтобы компенсировать потерю ливийской нефти.
Но отчеты предостерегают, что без подобного «облегчения, которому все будут рады» напряжение на рынке еще более возрастет, «и повлечет за собой все те негативные осложнения, которые повышение цен, проистекающее из сложившейся ситуации, может привнести в мировую экономику».
Директор МЭА Нобуо Танака (Nobua Tanaka) также повторно озвучил предположение, что организация, представляющая 28 стран-потребителей нефти, могла бы использовать и свой собственный нефтяной резерв в 1,5 миллиарда баррелей для того, чтобы смягчить эффект от каких-либо проблем с поставками.
«Мы готовы действовать в любой момент, когда наступит необходимость», – заявил Танака в среду на пресс-конференции в России.
С подобными намеками на возможное вмешательство МЭА после встречи в Вене, прошедшей на прошлой неделе, быстро расправился генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри (Abdullah al-Badri). «Стратегические резервы должны сохраняться для использования по своему назначению, а не в качестве оружия против ОПЕК», – подчеркнул он.