Бейрут – Сирия применяет танки в Хаме и в других городах, по сообщениям, до 70 человек были убиты. Большинство погибших приходится на Хаму, где, по словам очевидцев, целью атак даже стали несколько суннитских мечетей, прямо перед началом Рамадана.
Многомесячное противостояние между сирийским правительством и многочисленной оппозицией демонстрирует резкую эскалацию напряженности в последние дни, когда силы безопасности провели одновременные вооруженные атаки в нескольких крупных городах, сея гнев и страх среди населения прямо перед началом эмоционально напряженного месяца Рамадан.
Силы безопасности открыли огонь из танков и пулеметов по очагам оппозиции по всей стране в воскресенье, в том числе и по районам возле южного города Дара, где восстание началось четыре с половиной месяца назад, а также в удаленном восточном городе Даир Алзур.
Но самые интенсивные атаки сконцентрировались на Хаме, где произошла жестокая резня в 1982 года, устроенная там отцом президента Башара Асада, которая продолжает бросать тень на всю Сирию. По данным активистов протестного движения, на этот раз в воскресенье жертвами атаки правительственных сил стали от 50 до 70 человек, и это число, как ожидается, еще вырастет.
Последнее наступление несет в себе зловещий религиозный подтекст. Силы безопасности Асада, в которых доминируют представители дружественного режиму меньшинства шиитов-алавитов, не раз атаковали суннитские мечети, по словам свидетелей, подтвержденных кадрами видеосъемок. Время нападения, накануне священного мусульманского месяца Рамадан, времени, когда от рассвета до заката соблюдается пост, времени, предназначенного для религиозного созерцания, непременно должно было подлить масла в огонь страстей, а также усилить опасения того, что в значительной степени мирные и благочестиво настроенные сунниты из сельской местности и из провинций тоже начнут восстание.
Даже в большей степени, чем в Египте, Тунисе или Бахрейне – других арабских странах, переживающих политическую трансформацию – беспорядки в Сирии несут в себе потенциально огромное геополитическое значение, и перемены во власти в Дамаске могут иметь огромные последствия. Сирия – ключевой антиамериканский игрок, вместе с Ираном и вооруженными группировками ХАМАС и «Хезболла», но как страна, она также представляет собой взрывоопасную и неустойчивую религиозную и этническую мешанину. Хаос в Сирии тревожит соседние страны, включая Израиль, Турцию и Ливан.
Сирийские контролируемые государством средства массовой информации продолжали настаивать на том, что некие неопределенные «вооруженные банды» стоят за насилием, что вызвало гнев со стороны западных официальных лиц. Демонстрируя необычайно громкую критику, представитель американского посольства в Дамаске описал день насилия как «полноценную войну сирийского правительства против собственного народа» и «последний акт полного отчаяния» режима.
«В Сирии есть одна большая вооруженная банда, и ее имя – сирийское правительство», - заявил ВВС пресс-атташе Джей Хардер (J.J. Harder).
Президент Обама также выпустил резкое заявление в воскресенье, заявив, что он был «приведен в ужас применением насилия сирийскими властями и их жестокостью против собственного народа».
«Сообщения из Хамы просто ввергают в ужас и демонстрируют настоящий характер сирийского режима», - сказал президент. «В очередной раз президент Асад показал, что он полностью неспособен и не желает реагировать на законные претензии сирийского народа. Его применение пыток, коррупция и террор ставят его на неправильную сторону истории и вынуждают говорить о том, что он не годится для своего народа».
Хама несколько недель фактически находилась под контролем протестовавших, которые воздвигли блокпосты, чтобы не дать силам безопасности и выступающему на стороне режима ополчению «шабиха» терроризировать их районы. Сирийский активист и житель Хамы Омар Хаббал рассказал The Los Angeles Times, что протестующие, возможно, спровоцировали силы безопасности в субботу, передвинув свои блокпосты на полмили дальше на юго-запад, фактически отрезав ключевую дорогу, связывающую Хаму с городом Хомс на юге.
«Они просто с ума сходили от того, что не могли продвинуться на запад», - говорит он.
Последующее насилие подчеркнуло решимость правительства Асада и его союзников-алавитов сохранить абсолютный контроль несмотря на требования широкого оппозиционного движения.
Атака на Хаму началась с рассветом, сразу с четырех направлений, говорит Хаббал и другие. Тысячи людей вышли на улицы на защиту города. Некоторые военные пытались повернуть обратно, в то время как другие продолжали идти в атаку, часами расстреливая районы танковыми снарядами.
«Мы потеряли многих друзей, - говорит Хаббал, - но они не могли войти. Сотни тысяч преследовали их, борясь с камнями в руках, строя баррикады, сжигая старые шины».
Видеокадры, опубликованные в интернете, показывали молодых людей, съежившихся на фоне интенсивной стрельбы из автоматов, а также изображения тел убитых с огнестрельными ранениями. Разгневанные толпы несли мертвых. «Нашими душами и нашей кровью мы пожертвуем ради мучеников!», - скандировали они.
Были неподтвержденные сообщения о десятках случаях дезертирства из армии; неподтвержденная видеосъемка показывала группу солдат на танках, которые обнимались с веселыми протестовавшими в Хаме, что заставляет предполагать о наличии трещин в аппарате безопасности. Ни один из таких случаев не может быть подтвержден независимо иностранными журналистами, которым не разрешен въезд в Сирию.
К ночи, говорит житель Хамы, насилие стихло, но многие ожидают, что боевые действия возобновятся, когда начнется Рамадан.
«Они пытаются запугать людей, но я, и моя семья, и мои друзья, которые защищают наши дома с камнями против танков, мы больше ничего не боимся», - заявил молодой человек в Хаме, который сказал, что он в воскресенье потерял двоих близких друзей. «Что хуже уже может случиться с нами?»
В 1982 году покойный отец президента Хафез Асад (Hafez Assad) и ныне пребывающий в изгнании дядя Рифат Асад (Rifaat Assad) практически уничтожили и сравняли с землей обширные части в большинстве своем суннитского города Хама, убив во время восстания десятки тысяч человек.
Сирийские силы безопасности осаждали Хаму неделями. Американский посол Роберт Форд (Robert S. Ford) и его французский коллега Эрик Шевалье (Eric Chevallier) спровоцировали дипломатическую бурю, посетив город в начале июля, в рамках поездки, которая подчеркнула мирную природу движения, которое Асад и его подручные описывают как восстание неопределенных «вооруженных групп» с экстремистской исламистской программой.
Отец Асада в 1982 году также описывал мятеж против правления его партии «Баас» как мятеж исламистов.
Силы безопасности в воскресенье также попытались искоренить протесты в Хомсе, третьем по величине городе страны, и в Идлибе на северо-западе Сирии, а также на мятежных окраинах столицы Дамаска.
«Режим хотел сокрушить демонстрантов до Рамадана, поэтому он разыграл свой последний козырь», - говорит житель Даир Алзура, города неподалеку от иракской границы. «Вот почему они атаковали нас и другие провинции в столь грубой и бесчеловечной манере. Город стал свидетелем резни сегодня».
Вызывая страх, правительственные действия могут лишь способствовать росту напряженности, подталкивая Сирию все ближе к гражданской войне.
По данным одного из активистов, одно из главных бедуинских племен страны, Одван, которое кочует и в Сирии, и Иордании, было вынуждено занять позицию против режима после воскресной атаки, когда представители племени впервые с начала восстания продемонстрировали протест против Асада. Активисты также заявили, что правительство арестовало вождя племени из района Даир Алзура, и они предупреждают, что хорошо вооруженное племя тоже может отказаться от своего нейтралитета и обратить свое оружие против режима.
Вооруженные силы, лояльные Асаду, штурмовали региональный центр Даир Алзур, который уже недели находится в состоянии открытого мятежа против режима. Активисты говорят, что силы безопасности, вооруженные установленными на грузовиках пулеметами, открыли огонь по толпе, выкрикивавшей антиправительственные лозунги, и по жилым кварталам. Танки тоже открыли огонь и уничтожили минарет мечети.
«Тут много снайперов, - говорит житель Даир Алзура, который попросил не называть его имя из опасений возмездия, - они на крышах правительственных зданий. Люди начали обращаться к армии за поддержкой, но они открыли огонь беспощадным образом».