Сделанное Министерством юстиции США заявление о том, что иранский режим пытался убить посла Саудовской Аравии в Соединенных Штатах Аделя аль-Джубейра (Adel Al-Jubeir) не должно было стать неожиданностью. Независимо от того, «реформисты» или «ястребы» правят иранским теократическим государством, внешнеполитические цели режима остаются одними и теми же: получить оружие массового поражения, чтобы с его помощью добиться регионального преобладания, создать исламские республики в таких странах, как Бахрейн, прогнать Соединенные Штаты из Персидского залива и с Большого Ближнего Востока, продолжать поддерживать такие террористические организации как ХАМАС и «Хезболла», совместно с региональными союзниками бороться за уничтожение Израиля, саботировать любые попытки Вашингтона завязать официальные дипломатические отношения, саботировать любые попытки разрешить арабо-израильский конфликт и пытаться любыми возможными методами свергнуть монархию Саудовской Аравии.
Внешнеполитические задачи Ирана диаметрально противоположны главной цели короля Саудовской Аравии Абдаллы – сохранять в регионе дугу стабильности. Если Тегеран поддерживает хаос в таких местах, как Йемен, Ливан, Египет, сектор Газа, Ирак и Бахрейн, Эр-Рияд прилагает все усилия, чтобы стабилизировать эти страны. Например, если Тегеран финансирует ХАМАС, чтобы создать в Газе дополнительную нестабильность, то король Абдалла приглашает палестинцев из всех фракций в Мекку на мирные переговоры. Это стремление к миру и нормализации обстановки также руководит нефтяной политикой Саудовской Аравии. Король Абдалла считает роль Саудовской Аравии как крупнейшего в мире экспортера нефти важным фактором глобального экономического роста и отказывается использовать нефть как оружие. Напротив, иранский высший руководитель Али Хаменеи считает нефть оружием, которое можно применять против Соединенных Штатов и их западных союзников.
Эта разница во внешнеполитических целях объясняет, почему на Ближнем Востоке сейчас разворачивается холодная война между Тегераном и Эр-Риядом. Исход этого конфликта имеет огромное значение для Вашингтона. США должны дать ответ на наглые и опрометчивые авантюры Ирана на региональном уровне, чтобы не позволить иранским клерикалам взять верх.
После консультаций со своими союзниками из стран Персидского залива США должны сформулировать политику в отношении Ирана. В ее основе должны лежать следующие пять пунктов. Во-первых, президенту Обаме следует назначить специального координатора по иранскому направлению политики. Во-вторых, на случай, если тегеранский режим захочет вести переговоры с США, всегда следует держать в запасе дипломатический вариант. В-третьих, необходимо ввести адресные экономические санкции – в частности заморозить гигантские активы лидеров режима, спрятанные в швейцарских, канадских и азиатских банках. В-четвертых, хотя Вашингтону нужно продолжать внимательно следить за прогрессом иранской программы по созданию ядерного оружия, наша публичная дипломатия должна сфокусироваться на нарушениях прав человека в Иране.
Наконец, следует уделить серьезное внимание стремлениям иранского народа. Иранский народ играет ключевую роль не только для долговременных стратегических интересов Соединенных Штатов, но и для нормализации отношений с Саудовской Аравией. Демонстрации, которые продолжаются в крупнейших городах Ирана с прошедших в июне 2009 года сомнительных выборов, указывают на то, что иранский народ в действительности хочет смены режима. Пропасть между иранским народом и режимом продолжает расширяться, и Вашингтону и его союзникам в регионе следует сфокусироваться на том, чтобы сделать этот разрыв постоянным. На деле интересы национальной безопасности Соединенных Штатов совпадают с чаяниями иранского народа.
Еще по теме: Тайная война Ирана против США
Попытка убить Аделя аль-Джубейра – болезненное напоминание о том, как больше 30 лет назад покойный аятолла Хомейни одобрил захват в заложники американских дипломатов, сказав: «Америка ничего не может». Вашингтон и Эр-Рияд должны сейчас вместе продемонстрировать Тегерану, что они готовы ему противостоять.
Роб Собхани - президент компании Caspian Energy Consulting, специализирующейся на энергетических и инфраструктурных проектах. По работе он регулярно контактирует с главами государств Ближнего и Среднего Востока. Собхани – автор книги «Король Саудовской Аравии Абдалла: Влиятельный лидер»(« King Abdullah of Saudi Arabia: A Leader of Consequence») и обладатель степени PhD, полученной в Джорджтаунском университете. Взгляды, выраженные в статье, отражают личную точку зрения Роба Собхани.