Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иран рассчитывает на Москву и Пекин, чтобы ослабить международное давление

© REUTERS/Denis Balibouseиран
иран
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Китай, постоянные члены Совета Безопасности ООН, в очередной раз готовятся наложить вето на любые попытки Запада усилить санкции против Ирана. Они также обладают важным голосом, высказывая свою оппозицию против озвученных Израилем и другими странами военных методов против Ирана, несмотря на то, что Белый дом продолжает настаивать на том, что дипломатия продолжает оставаться главным оружием.

Дубай, ОАЭ — Иранские посланники на саммите ШОС, который проходит на этой неделе в России, наблюдали команду мечты: российский премьер-министр и китайский премьер стояли плечом к плечу, обещая сдерживать влияние Запада.

Иранские лидеры теперь рассчитывают, что двое самых мощных друзей страны останутся на их стороне после опубликования отчета МАГАТЭ, в котором, как предполагается, содержится информация о том, что Иран находится на грани создания ядерного оружия.

Подробности: МАГАТЭ: Иран стремится к разработке ядерного оружия

Россия и Китай, постоянные члены Совета Безопасности ООН, в очередной раз готовятся наложить вето на любые попытки Запада усилить санкции против Ирана. Они также обладают важным голосом, высказывая свою оппозицию против озвученных Израилем и другими странами военных методов против Ирана, несмотря на то, что Белый дом продолжает настаивать на том, что дипломатия продолжает оставаться главным оружием.

Тегеран настаивает на том, что программа является исключительно мирной и не предназначена для производства ядерного оружия.

Выбор для Москвы и Пекина может усложниться после публикации отчета МАГАТЭ, организации ООН по атомной энергии. Блокировка любых попыток по усилению санкций может сохранить дипломатические и коммерческие интересы, особенно резко увеличившегося товарооборота между Китаем и Ираном,  но и, как считают некоторые эксперты, может косвенным путем поддержать военные действия как последний выход.


«Это непростой момент для них, - считает Теодор Карасик (Theodore Karasik), эксперт по безопасности из Института военной аналитики Ближнего Востока и Персидского залива, который базируется в Дубае. - В прошлом, они жаловались на санкции, но в какой-то момент уступали или отмалчивались. Все может повториться и сейчас».

Однако, все это может обернуться долгим переговорным процессом и обменом заявлениями прежде, чем будущие шаги станут понятны.

За последние несколько дней Израиль усилил предупреждения о возможном военном ударе. Последнее, во вторник произнес министр обороны Израиля Эхуд Барак, сказав, что вариант военного удара не исключен и отказался от предположений, что Израиль будет разрушен иранскими ответными действиями.

Подробности: Бомбардировка Ирана рискованна, но возможна

Тем временем, российский президент Дмитрий Медведев заявил, что военный удар по Ирану может стать «катастрофой» для Ближнего Востока.

«Я считаю, что нужно выдохнуть, успокоиться и продолжить конструктивное обсуждение всех вопросов ближневосточной повестки дня, ядерной программы Ирана», - заявил Медведев во вторник в Берлине, на следующий день после саммита ШОС, который прошел в Санкт-Петербурге, и в котором участвовал Иран, и после заявлений о сотрудничестве, сделанных китайским премьером Вэнь Цзябао и российским премьер-министром Владимиром Путиным.

Китай также активно выступает против использования силы против Ирана. Но официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Хон Лей призвал Тегеран продемонстрировать «гибкость и искренность» как способ вернуться в международному диалогу.

Мнение Пекина также показывает, что Китаю есть, что терять.

В 2009 году Китай стал крупнейшим торговым партнером Ирана, двухсторонний товарооборот достигает 36,5 миллиардов долларов и, согласно данным иранской и китайской торговых палат, быстро растет. Китай заполняет забитый санкциями Иран потребительскими товарами, оборудованием и технологической помощью для решения важных задач, таких, как модернизация ракет или аэрокосмическое ноу-хау для спутников.

В обмен, Иран помогает Китаю обеспечивать растущие запросы на нефть и нефтепродукты. В настоящий момент Иран, член ОПЭК, покрывает 11% китайской энергетической потребности.

«Китай экономически связан с Ираном, в то время как США нет, - считает Ин Ган, эксперт по Ирану в Китайской академии социальных наук. - Это означает, что Китай не будет идти с США нога в ногу относительно Ирана».

Но у Китая есть свои опасения в отношении Ближнего Востока, которые могут подтолкнуть Пекин к поддержке, по крайней мере, ограниченных новых санкций.

Главный региональный соперник Ирана, Саудовская Аравия, является одним из главных поставщиков нефти Китаю, а китайские компании активно работают на саудовских проектах, включая строительство железной дороги между исламскими святынями Меккой и Мединой, стоимостью 1,8 миллиардов долларов, которое должно завершиться в 2013 году. Китай также активно работает над восстановлением репутации среди арабов после того, как долгое время отказывался поддерживать прореформистские протесты в Ливии и других странах.

«Китай сам не будет предлагать никаких действий, но послушает, что скажут арабские государства, - считает Ин. - Китаю необходимо удерживать хрупкий баланс в данном вопросе. Если он слишком сблизится с Ираном, это не понравится не только США, но и арабским странам».

В прошлом месяце в Совбезе ООН Россия и Китай наложили вето на поддержанную Европой резолюцию против Сирии, предложенную в связи с жестокими разгонами оппозиционных протестов, заявив, что резолюция может привести к военным действиями, схожими с натовскими авиаударами по Ливии.

Голосование в ООН также укрепило интересы России и Ирана, который является ключевым сторонником режима Асада, несмотря на резкое сокращение торговых отношений.

Многие крупные российские компании, включая второго крупнейшего нефтяного производителя «Лукойл», в последние годы покинули Иран в связи с санкциями. Продажа оружия, которая раньше составляла основу торговли, почти прекратилась в прошлом году, когда Россия запретила экспорт вооружения в Иран.

Еще по теме: Российская позиция по продаже Ирану систем С-300

Россия построила первый иранский реактор, стоимостью один миллиард долларов, расположенный на побережье Персидского залива, который был запущен на малой мощности в середине года. Иран заявил, что ведутся переговоры по строительству нескольких реакторов, но ни одна из сторон пока не озвучила четких обязательств.

Тем не менее, глава расположенного в Москве Института Ближнего Востока Евгений Сатановский заявил, что России вряд ли будет поддерживать введение более строгих санкций, так как многие считают их неэффективными.

«Неважно, что говорит МИД, российские сотрудники прекрасно знают, что Иран приближается к тому, чтобы создать ядерную бомбу и никакие санкции этого остановить не смогут», - считает Сатановский.

Еще по теме: У Ирана уже есть ядерное оружие

В Тегеране, президент Махмуд Ахмадинежад в очередной раз озвучил отсутствие у Ирана интереса в создании ядерного оружия, сказав, что страна располагает лишь лабораториями для энергетических и медицинских исследований и желает строить реакторы. Он также назвал главу МАГАТЭ, Юкию Амано,«пешкой в руках Америки», который передает те документы, которые американские чиновники передали ему.


Отчет МАГАТЭ содержит сведения о том, что Иран проводил компьютерное моделирование ядерных зарядов имплозивного типа, и включает в себя спутниковые снимки того, что, по мнению МАГАТЭ, является железным контейнером, используемый для проведения взрывных испытаний, заявили дипломаты в разговоре с агентством Associated Press.

Высокопоставленный американский чиновник, ознакомленный с отчетом, назвал его «довольно веским» и предположил, что он приведет к тому, что американские союзники, особенно в Европе, усилят давление на Иран, который должен доказать, что программа является мирной.

Официальный представитель Белого дома Джей Карни заявил в понедельник, что администрация ожидает, что отчет «отразит наши опасения об иранской ядерной программе».

Карни заявил, что США продолжают использовать дипломатические каналы для того, чтобы заставить Иран прекратить ядерную программу. Он добавил, что США рассматривают все возможные варианты. «Конечно же, мы никогда не отказываемся ни от одного возможного варианта в подобной ситуации, но мы сконцентрированы на дипломатических каналах», - отметил он.