Россия явно выигрывает от введенных против Сирии международных санкций и, вероятно, выиграет еще больше, если Европейский Союз запретит импорт иранской нефти, что позволит российской нефти Urals торговаться с большой премией еще несколько месяцев.
Нефть Urals торгуется с премией к североморскому датированному Brent с середины октября – то есть в течение самого долгого в истории срока. «Дороговизна Urals относительно Brent в последние недели связана с сочетанием двух факторов – неуверенности в последствиях санкций в отношении Ирана и потери сирийской добычи и экспорта», - утверждает сотрудник консалтинговой компании Facts Global Energy Рой Джордан (Roy Jordan).
Читайте еще: Как избежать нефтяного проклятья
Европейские нефтеперерабатывающие заводы, вынужденные дороже платить за Urals, в результате теряют деньги, и это может оттолкнуть ЕС от идеи запрета импорта иранской нефти. Urals обычно торгуется со скидкой к Brent, так как российская марка содержит 1,3 % нефти, и ее плотность в градусах API составляет около 32, что делает ее более тяжелой и сернистой, чем нефть, составляющая североморскую марку.
Иранские и сирийские сорта обычно столь же тяжелы, как Urals, или тяжелее. Все они требуют дополнительной переработки. Сирия до того, как в этом году против нее были введены санкции за подавление мирных протестов против 11-летнего правления президента Башара Асада, экспортировала 150 000 баррелей тяжелой сернистой нефти в день, в основном в Средиземноморье.
Сирийская тяжелая нефть обычно служила альтернативой Urals, когда цены на российскую нефть были высокими. «Так как действующие в отношении Сирии санкции в ближайшее время вряд ли изменятся, можно ожидать, что Urals в перспективе будет продолжать расти», - считает консультант из компании KBC Process Technology Сэмюэл Чижук (Samuel Ciszuk).
Еще по теме: Пресса о резолюции России по Сирии
Кроме того, если Евросоюз в январе решит запретить импорт иранской нефти, европейским НПЗ придется изыскивать 600 000 баррелей средне- и высокосернистой нефти в день. Эта цифра приводится в опубликованном во вторник ежемесячном докладе Международного энергетического агентства о ситуации на нефтяных рынках.
«Я полагаю, что возможная потеря иранской нефти заставит европейские нефтеперерабатывающие заводы в краткосрочной перспективе продолжать покупать Urals с премией к Brent, пока не прояснится ситуация вокруг Ирана», - заметил Джордан.
Нефтяные альтернативы
МЭА полагает, что даже в случае частичного запрета европейским НПЗ придется столкнуться с повышением цен на сорта, служащие заменой иранской нефти – то есть на нефть из России, Саудовской Аравии и Ирака.
Саудовская Аравия продает нефть исключительно по срочным контрактам – притом, что такие контракты с ней есть далеко не у всех европейских потребителей сернистой нефти. Между тем Россия продает свое сырье как по срочным контрактам, так и на спотовом рынке.
По сообщениям трейдеров, Греция, ранее полагавшаяся на иранскую нефть, недавно впервые за много месяцев приобрела у трейдера Glencore партию Urals. «Они явно хотят выяснить, как будет выглядеть жизнь без поставок из Ирана. Что ж, безусловно, она станет дороже», - заметил один из трейдеров.
«Греции будет трудно переключиться обратно на Urals и обходиться без иранской нефти». По данным Reuters, в ноябре Россия экспортировала с помощью танкеров и по трубопроводам в Европу 4 миллиона баррелей нефти – в основном марки Urals - в день. Российской нефтью торгуют российские и европейские нефтяные компании, а также большинство крупных нефтяных трейдеров.
Если Россия сейчас явно в выигрыше, то европейские нефтеперерабатывающие заводы – в проигрыше. Угроза европейского эмбарго выглядит куда более опасной для них, чем для Ирана, способного поставлять свою нефть в Азию, в которой существует высокий спрос на энергоносители.
Читайте еще: Россия отвергает "безнравственную" критику по поводу Сирии
Многие европейские компании, занимающиеся переработкой нефти, - в том числе финская Neste и итальянская Eni – в последние годы вложили немало средств в современное оборудование, в частности в установки для обессеривания и гидрокрекинга, чтобы иметь возможность работать с тяжелой сернистой нефтью. Сейчас эта стратегия может ударить по ним же.
«Дорогая нефть Urals переворачивает экономику нефтепереработки вверх ногами, - утверждает трейдер одной из ведущих нефтяных компаний. – Еще недавно все инвестировали в свои НПЗ, чтобы покупать больше Urals и других сернистых сортов нефти и экономить благодаря этому».
По словам Джордана, получение из Urals таких продуктов переработки, как бензин или дизельное топливо, в последние две недели приносит убытки в размере от 1,25 доллара до 2 долларов на баррель. Напротив, согласно расчетам Reuters, переработка легкой малосернистой нефти Brent по-прежнему может приносить НПЗ прибыль.