Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От санкций к Сирии и Ирану выигрывает российская нефтяная отрасль

© коллаж ИноСМИИран, Сирия и Россия
Иран, Сирия и Россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия явно выигрывает от введенных против Сирии международных санкций и, вероятно, выиграет еще больше, если Европейский Союз запретит импорт иранской нефти, что позволит российской нефти Urals торговаться с большой премией еще несколько месяцев.

Россия явно выигрывает от введенных против Сирии международных санкций и, вероятно, выиграет еще больше, если Европейский Союз запретит импорт иранской нефти, что позволит российской нефти Urals торговаться с большой премией еще несколько месяцев.



Нефть Urals торгуется с премией к североморскому датированному Brent с середины октября – то есть в течение самого долгого в истории срока. «Дороговизна Urals относительно Brent в последние недели связана с сочетанием двух факторов – неуверенности в последствиях санкций в отношении Ирана и потери сирийской добычи и экспорта», - утверждает сотрудник консалтинговой компании Facts Global Energy Рой Джордан (Roy Jordan).

Читайте еще: Как избежать нефтяного проклятья

Европейские нефтеперерабатывающие заводы, вынужденные дороже платить за Urals, в результате теряют деньги, и это может оттолкнуть ЕС от идеи запрета импорта иранской нефти. Urals обычно торгуется со скидкой к Brent, так как российская марка содержит 1,3 % нефти, и ее плотность в градусах API составляет около 32, что делает ее более тяжелой и сернистой, чем нефть, составляющая североморскую марку.

Иранские и сирийские сорта обычно столь же тяжелы, как Urals, или тяжелее. Все они требуют дополнительной переработки. Сирия до того, как в этом году против нее были введены санкции за подавление мирных протестов против 11-летнего правления президента Башара Асада, экспортировала 150 000 баррелей тяжелой сернистой нефти в день, в основном в Средиземноморье.

Сирийская тяжелая нефть обычно служила альтернативой Urals, когда цены на российскую нефть были высокими. «Так как действующие в отношении Сирии санкции в ближайшее время вряд ли изменятся, можно ожидать, что Urals в перспективе будет продолжать расти», - считает консультант из компании KBC Process Technology Сэмюэл Чижук (Samuel Ciszuk).

Еще по теме: Пресса о резолюции России по Сирии

Кроме того, если Евросоюз в январе решит запретить импорт иранской нефти, европейским НПЗ придется изыскивать 600 000 баррелей средне- и высокосернистой нефти в день. Эта цифра приводится в опубликованном во вторник ежемесячном докладе Международного энергетического агентства о ситуации на нефтяных рынках.

«Я полагаю, что возможная потеря иранской нефти заставит европейские нефтеперерабатывающие заводы в краткосрочной перспективе продолжать покупать Urals с премией к Brent, пока не прояснится ситуация вокруг Ирана», - заметил Джордан.

Нефтяные альтернативы


МЭА полагает, что даже в случае частичного запрета европейским НПЗ придется столкнуться с повышением цен на сорта, служащие заменой иранской нефти – то есть на нефть из России, Саудовской Аравии и Ирака.

Саудовская Аравия продает нефть исключительно по срочным контрактам – притом, что такие контракты с ней есть далеко не у всех европейских потребителей сернистой нефти. Между тем Россия продает свое сырье как по срочным контрактам, так и на спотовом рынке.

По сообщениям трейдеров, Греция, ранее полагавшаяся на иранскую нефть, недавно впервые за много месяцев приобрела у трейдера Glencore партию Urals. «Они явно хотят выяснить, как будет выглядеть жизнь без поставок из Ирана. Что ж, безусловно, она станет дороже», - заметил один из трейдеров.



«Греции будет трудно переключиться обратно на Urals и обходиться без иранской нефти». По данным Reuters, в ноябре Россия экспортировала с помощью танкеров и по трубопроводам в Европу 4 миллиона баррелей нефти – в основном марки Urals - в день. Российской нефтью торгуют российские и европейские нефтяные компании, а также большинство крупных нефтяных трейдеров.

Если Россия сейчас явно в выигрыше, то европейские нефтеперерабатывающие заводы – в проигрыше. Угроза европейского эмбарго выглядит куда более опасной для них, чем для Ирана, способного поставлять свою нефть в Азию, в которой существует высокий спрос на энергоносители.


Читайте еще: Россия отвергает "безнравственную" критику по поводу Сирии

Многие европейские компании, занимающиеся переработкой нефти, - в том числе финская Neste и итальянская Eni – в последние годы вложили немало средств в современное оборудование, в частности в установки для обессеривания и гидрокрекинга, чтобы иметь возможность работать с тяжелой сернистой нефтью. Сейчас эта стратегия может ударить по ним же.

«Дорогая нефть Urals переворачивает экономику нефтепереработки вверх ногами, - утверждает трейдер одной из ведущих нефтяных компаний. – Еще недавно все инвестировали в свои НПЗ, чтобы покупать больше Urals и других сернистых сортов нефти и экономить благодаря этому».

По словам Джордана, получение из Urals таких продуктов переработки, как бензин или дизельное топливо, в последние две недели приносит убытки в размере от 1,25 доллара до 2 долларов на баррель. Напротив, согласно расчетам Reuters, переработка легкой малосернистой нефти Brent по-прежнему может приносить НПЗ прибыль.