Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возможна ли эскалация напряженности в Персидском заливе?

Неминуемый мир ядерного Ирана picture
Неминуемый мир ядерного Ирана picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ситуация в Персидском заливе не переросла в серьезный кризис, однако неконтролируемое развитие событий и эскалация напряженности все еще вполне возможны.

В настоящий момент ситуация в Персидском заливе не переросла в серьезный кризис, однако неконтролируемое развитие событий и эскалация напряженности все еще вполне возможны.

Ирану приходится иметь дело с новыми жесткими санкциями

В последнем докладе МАГАТЭ по ядерной программе Ирана (18 ноября) было представлено множество деталей о ведущейся Тегераном работе по «милитаризации» и прозвучал призыв к западным странам рассмотреть возможность введения новых санкций.

За невозможностью получить согласие Москвы и Пекина на голосовании в ООН государства нацелились на новый пакет односторонних санкций.

Читайте еще: Иран неожиданно согласился на требования Запада

Франция сделала первый ход, предложив партнерам 21 ноября заморозить активы иранского Центробанка и отказаться от закупок иранской нефти. 31 декабря США приняли законодательное предписание, разрешающее Белому дому вводить санкции против любого финансового учреждения, которое ведет торговлю с Центральным банком Ирана, в частности в сфере нефтяных закупок (при этом предусматривается постепенный график вступления новой меры в силу, чтобы дать рынкам приспособиться к новым условиям, и гибкость ее применения для защиты дружественных государств). Европейский Союз, по всей видимости, частично последует предложениям Франции на заседании 30 января (здесь также подразумевается последовательный график реализации), пусть даже опасения Греции по-прежнему в силе. Под напором со стороны Вашингтона Япония и Южная Корея также, вероятно, сократят объемы импорта иранского «черного золота».



Реализация ядерной программы Ирана замедлилась, но продолжает идти вперед

Санкции отразились непосредственно и на самой ядерной программе. В частности они затрудняют производство центрифуг, из чего следует замедление процесса производства обогащенного урана и перехода к более скоростным центрифугам.

Тем не менее, программа не стоит на месте. Тегеран продолжает производство обогащенного урана, в том числе 20%. Новость о переводе производства обогащенного до 20% урана на новый подземный объект в Куме вызывает немалое беспокойство. Вопрос о пропаже нескольких килограммов урана (упоминается в последнем отчете МАГАТЭ) также не был решен. Завеса тайны окружает и военные исследования, результаты которых в настоящий момент неизвестны.

Объявленная в начале января дипломатическая открытость на самом деле всего лишь глупая шутка: ничто не указывает, что Иран действительно готов возобновить переговоры безо всяких условий. Речь идет всего лишь о последнем эпизоде в череде обманчивых государственных заявлений, которые обычно звучат, когда Тегеран ощущает, что теряет позиции.

Еще по теме: Иранский суд приговорил американца, обвиняемого в шпионаже, к смерти

Иранская власть испытывает трудности

На самом деле иранская власть определенно оказалась в непростой ситуации. Финансовые санкции оказали глубокое влияние на страну, пусть даже их эффективность с точностью определить довольно непросто (к ним примешиваются последствия непродуманных мер управления экономикой страны). События 2011 года ослабили региональные позиции Ирана. Перспектива потери сирийского союзника, который имеет ключевое значение для иранского влияния на Ближнем Востоке, а также во многом связанный с сирийским вопросом поворот в позиции Турции (согласие на размещение американского противоракетного радара стало символом серьезной ссоры с Тегераном) были лишь отчасти скомпенсированы сохранением иранского влияния в предоставленном самому себе Ираке.

Попытка устроить теракт против посла Саудовской Аравии в Вашингтоне не только настроила против Ирана страны Персидского залива, но и привела к практически единогласному (106 голосов против 9) принятию 19 ноября в Генеральной ассамблее ООН осуждающей его резолюции, которая последовала за уничижительным докладом о ситуации с соблюдением прав человека в стране (23 сентября). 

Кроме того, Китай, по всей видимости, намеревается продемонстрировать, что не желает так сильно зависть от импорта иранской нефти (разногласия насчет ее стоимости по контрактам с Ираном привели к подписанию новых договоров с Саудовской Аравией).

Еще по теме: Перекроет ли Иран Ормузский пролив?


Иранское руководство, вероятно, полагало, что обстановка в мире в 2012 году (финансовый кризис, выборы в США и Франции, ужесточение позиции России, смена лидеров Компартии в Китае...) помешает международному сообществу надавить на него. Сейчас же им приходится признать ошибочность этой теории.

Нервозность Тегерана приводит к новым провокациям


На международное давление накладывается и внутренняя обстановка в стране: приближение намеченных на 2 марта парламентских выборов обостряет борьбу в консервативных кругах.

Так, цель провокаций и угроз заключается не только в стремлении избежать санкций: речь нередко идет о том, чтобы ослабить тот или иной лагерь или отвлечь внимание общественного мнения. Прозвучавшие 10 ноября заявления Панетты (Леон Панетта, министр обороны США – прим. ред.) об опасности ударов по ядерным объектам, безусловно, лишь подстегнули такую политику (пусть даже с того момента Пентагон несколько подкорректировал свою линию).

Отсюда и новые иранские инициативы: налет на посольство Великобритании (30 ноября), очередные угрозы закрытия Ормузского пролива (27 декабря), военные учения, пуски ракет и более жесткие чем обычно предупреждения в адрес американского флота.