Без оружия оппозиции рассчитывать не на что. Насер уже не первый месяц твердит об этом своим западным и арабским друзьям. В середине мая этот оппозиционер, оказавшийся в изгнании, не скрывал улыбки при виде того, как около 40 руководителей революционных военных советов тайно отправились в Турцию, чтобы забрать столь необходимый им арсенал.
«Прежде всего мы получили ракеты РПГ-9 из запасов Саудовской армии, - рассказал он во время недавней поездки в Париж. - Их доставили самолетом в аэропорт Аданы, где турецкие службы безопасности проследили за разгрузкой, чтобы проверить, кому предназначались эти ракеты». Чтобы успокоить Запад, Насер пообещал, что их применение будут контролировать «близкие к мятежникам традиционные лидеры, и что не даст им попасть в преступные руки».
Читайте также: Россия продолжает поставки оружия в Сирию
Ракеты отправили в Думу и Харасту в пригороде Дамаска, Забадани по дороге в Ливан, в Дераа на юге и Идлиб на границе с Турцией. Хотя Насер открыто об этом и не говорит, агенты ЦРУ следят за тем, чтобы это новое оружие, которое направляют активистам во все больших количествах, не попало в руки проникших на территорию Сирии радикалов. Газета The New York Times даже утверждает, что места для доставки и личности получателей грузов определяются и согласовываются с американскими разведчиками. Для Запада, который долгое время не хотел вооружать мятежников, организация этих цепочек поставки стала приоритетной задачей. «Мы даже обсуждаем с турками возможные цели для ударов, - добавил Насер. - Сейчас за пределами Сирии у нас есть представители военных советов, у каждого из которых имеются связи в том или ином городе внутри страны».
У его соперников-исламистов, которые поддерживают связи с «Братьями-мусульманами», также есть свои каналы снабжения. Они хотят, чтобы это оружие оказалось только в руках их сторонников, чтобы стать главной силой в стране после ухода Асада. Как считают в монархиях Персидского залива, которые сейчас являются главными поставщиками оружия для повстанцев, оно должно уравновесить расклад сил в стране и вынудить Асада согласиться на компромисс по Йеменской модели. «Саудовские дипломаты твердят нам, что пока у Башара есть ощутимое военное превосходство над своими противниками, он не заинтересован вести переговоры об уходе», - говорит французский дипломат, подчеркивая, что бывший президент Йемена Салех «начал обсуждать свою отставку, потому что его сторонники и оппозиционеры были практически на равных».
Также по теме: Контрабанда оружия и геополитический метод
Усиление дезертирства
Кроме того, поставки оружия должны привести к увеличению случаев дезертирства среди верных режиму сил. «Многие военные колеблются, но если они увидят, что у нас есть противотанковые ракеты, и что мы можем нанести серьезный ущерб сторонникам Асада, гораздо больше из них решат присоединиться к нам», - не сомневается боец Свободной сирийской армии Моханнад, который сейчас скрывается в Иордании. Первые результаты оружейных поставок ощущаются уже сегодня. Около дюжины генералов перебрались в Турцию, тогда как восемь пилотов сбежали в Иорданию. Активисты в свою очередь проводят все более смелые операции, в том числе - открывают огонь и по вертолетам. «С этим оружием мы сможем освободить многие регионы страны, такие как Идлиб», - надеется Камаль. Как бы то ни было, власть готова на все ради своего выживания, и оппозиционер предполагает худшее: «Использование более мощного оружия повлечет за собой более жесткий ответ. Мы понесем потери и уничтожим нашу армию. Хотя военные - это наши браться, а не враги. Это оружие должно в первую очередь напугать Асада». Кроме того, распределение оружейных потоков подпитывает борьбу за влияние среди покровителей мятежников.
«Французы очень хотели бы оказаться в командном центре в Адане, но турки выступают против, - улыбается Камаль. - Хотя французы не хотят давать нам оружие, они поставляют оборудование для обеспечения безопасной связи наших бойцов». Хотя еще этой весной новое правительство Франции было против милитаризации восстания, сегодня оно смирилось с ситуацией. Хотим мы того или нет, но «оружие проходит», - признал министр иностранных дел Лоран Фабиус (Laurent Fabius). Хотя у Запада по-прежнему нет возможностей для военного вмешательства в Сирии, он больше не может отказывать повстанцам в праве на самооборону. Как бы то ни было, до свержения Асада пока еще очень далеко.