Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В воскресенье вечером талибы обезглавили 17 человек во время праздника на юге Афганистана. Это нападение, возможно, является логическим продолжением борьбы за власть между противоборствующими группировками, однако, по словам одного правительственного чиновника, это была попытка наказать участников праздника за то, что они слушали музыку и танцевали. Неужели музыка и танцы в исламе запрещены?

В воскресенье вечером талибы обезглавили 17 человек во время праздника на юге Афганистана. Это нападение, возможно, является логическим продолжением борьбы за власть между противоборствующими группировками, однако, по словам одного правительственного чиновника, это была попытка наказать участников праздника за то, что они слушали музыку и танцевали. Неужели музыка и танцы в исламе запрещены?

 

Это спорный вопрос. Высказывания пророка Мухаммеда относительно этих видов искусства довольно противоречивы, что обеспечивает аргументами обе стороны этого богословского спора. Некоторые утверждают, что пророк Мухаммед пообещал, что Аллах превратит музыкантов в «обезьян и свиней». Однако в особых случаях даже сам Пророк позволял себе послушать музыку. Эти противоречия привели к возникновению среди мусульман споров по поводу статуса музыки и танца. В этом вопросе всех мусульман можно разделить на группы по принципу принадлежности к той или иной секте. Фанатичные салафиты и ваххабиты считают музыку и танцы «харамом» или чем-то запрещенным, тогда как умеренные мусульмане употребляют по отношению к ним слово «халяль». Мистики-суфиты являются самыми убежденными танцорами во всем мусульманском мире, исполняя кружение и другие вводящие в транс движения, чтобы стать ближе к Аллаху. Существует еще одна классификация – по принципу классовой принадлежности. Так сложилось исторически, что городская элита воздерживалась от танцев, считая их непристойным и недостойным их занятием. Жители мусульманских деревень, которые составляют большинство верующих мусульман, владеют богатыми танцевальными традициями.

 

Еще 30 лет назад танцы на мусульманских свадьбах в сельских районах по всему миру были в порядке вещей. В Афганистане пуштунские мужчины традиционно вставали в круг, чтобы исполнить танец аттан. Кроме того традиционными являются также и военные танцы. Жители деревень Йемена, умело владеющие палками, исполняют шабвани, а мужчины из Объединенных Арабских Эмиратов обхватывают друг друга за талию, имитируя схватку в танце разфа. В мусульманском мире существуют также исключительно женские танцы, такие как запоминающийся мурадах, традиционный для Катара, Бахрейна и Саудовской Аравии, а также парные танцы, такие как неторопливый шарх, который танцуют в Йемене.

 

Борьба с танцами началась в 1980-х годах, когда элита Саудовской Аравии принялась агрессивно навязывать ваххабизм. Инвесторы из Саудовской Аравии заключили контракты с известными египетскими танцорами танца живота, заплатив им за то, чтобы те читали Коран вместо того, чтобы крутить бедрами перед телекамерами. (Танец живота является доисламской формой искусства, которая сохранилась в более светских мусульманских государствах, таких как Египет и Турция.) Талибы запретили танцы на свадьбах, хотя, по мнению некоторых обозревателей, этот шаг имеет отношение скорее к желанию навязать традиции своего племени, чем к борьбе с танцами как таковыми.

 

В то время как умеренные мусульмане в целом ничего не имеют против танцев и музыки как таковых, большая часть правоверных мусульман считают вызывающие непристойные мысли движения, пикантные слова песен и совместные танцы неженатых мужчин и женщин «харамом», потому что все это может спровоцировать немусульманское поведение. Эта точка зрения во многом перекликается с антитанцевальными настроениями, характерными для американских христиан на разных этапах истории США. В 17 веке протестантский священник Коттон Матер (Cotton Mather) написал, что танцы - это творение дьявола, и предупредил о том, что «христианине не должны посещать балы». В начале 20 века появилось новое поколение памфлетистов, выступавших против танцев. Загляните в книгу 1909 года под названием «Христианин и развлечения» (The Christian and Amusements), написанную пресвитерианским евангелистом Уильямом Бидервольфом (William Edward Biederwolf). Точно так же как сегодняшние саудовские фанатики обвиняют доисламские культуры в возникновении танца живота, Бидервольф утверждал, что «взаимодействие полов в танце зародилось в Греции в среде развращенных мужчин и женщин свободного и сомнительного поведения». Евангелист запугивал своих читателей рассказами о молодых людях, которых после посещения праздников с танцами охватывали «чувства и фантазии, недостойные молодых людей с чистыми помыслами и непорочными сердцами». Статистика полиции, утверждал он, доказывает, что большинство молодых девушек гибнет именно вследствие увлечения танцами.