Массовые акции протеста и возмущения, вызванные показом фильма, высмеивающего пророка Мухаммеда, вновь обострили непонимание между Западом и исламским миром. Крупные СМИ подчеркивают эту неприязнь и нетерпимость, указывая на извращенное восприятие западного мира исламом. Они доходят до того, что многие из нас привыкли к мысли о том, что единственно возможные отношения между исламским миром и Западом заключаются в непрекращающихся политических и культурных конфликтах.
Несомненно, что в течение веков экстремисты с обеих сторон всячески стремились создать целый набор стереотипов восприятия мусульман и представителей западного мира, но любой здравомыслящий человек, интересующийся исламом и Западом, понимает, что в большинстве случаев взаимное неприятие имеет под собой политическую, а не религиозно-культурную основу. Трения, вызванные внешней политикой США на Ближнем Востоке, непростая геополитическая обстановка в Персидском заливе, палестино-израильский конфликт и политика распространения идей ислама в западной Азии заполняют культурное пространство и вызывают такую поляризацию восприятия, при которой убеждения «другого» считаются опасными. В результате возникают конфликтные отношения между некоторыми мусульманами и представителями западного мира, при которых возрастает убеждение в бесперспективности диалога между Западом и исламом. Но как получилось, что распространенный тезис о «столкновении цивилизаций» наилучшим образом объясняет причины этого противостояния политическим деятелям и общественности, не прибегая к провокационным лозунгам, которые выдвигают апологеты «войны против исламского терроризма» и призывов покончить с западными богохульниками?
Читайте также: Исламофобия - поиск западной идентичности
Существуют многочисленные доказательства того, что при нападках друг на друга, будь то западники или исламисты, непримиримые с обеих сторон готовы с радостью прибегнуть к какой угодно лжи. Западники, не знающие ислама, не имеют никакого желания понимать или терпеть мусульман, потому что воспринимают ислам как религию насилия, которая в итоге поглотит и уничтожит Европу. О чем, возможно, не догадываются эти западники, так это о том, что исламская цивилизация оказала решающее и непреходящее значение на европейскую культуру. «Божественная комедия» Данте содержала упоминания пророка Мухаммеда, Авиценну и Ибн Рушда. Экземпляры Корана хранились в королевских библиотеках, например, в королевской библиотеке Фонтенбло (Bibliothèque Royale de Fontainebleau). Считалось, что персидские и арабские рукописи были своего рода ключом к усвоению древних знаний. Исламское влияние в Андалузии представляет собой слияние европейской и исламской цивилизаций и той исходной точкой, в которой материализовались многие положения межконфессионального и межкультурного диалога в процессе обоюдного познания.
Сейчас, однако, как ислам, так и Запад страдают тяжелой формой нетерпимости друг к другу. На Западе многие стереотипы и ложные понятия, питающие исламофобию, вызваны страхом перед исламом, представляющим эту религию как некий монолитный и закостеневший блок, дикий и бессмысленный, несущий в себе угрозу и не приемлющий перемен. Страх перед исламом превратился на Западе в социальное явление, а теракты 11 сентября 2001 года превратили образ мусульманина чужака в образ мусульманина террориста.
Также по теме: Исламу необходим критический взгляд на себя
Современный страх перед исламом является не только результатом христианского антиисламизма, но также реакцией светского общества на ислам и мусульман. Исламофобия в современном мире вытекает из такого культурологического и концептуального подхода к исламу, который рассматривает его не с духовной точки зрения, а как тоталитарную культуру, представляющую угрозу космополитичному западному миру. Исламофобия сильнее проявляется в западной культуре, убежденной в том, что на ее долю выпала великая миссия развития республиканского строя, светского государства и общемирового порядка, имеющего целью отменить или приспособить под себя все устаревшие религиозные традиции. Поэтому попытки запретить ношение хиджаба и никаба являют собой не только доказательства дискриминации, но также подпитывают антимусульманские чувства, распространяющиеся в определенных кругах Европы и Северной Америки.
Однако этот искаженный образ ислама существует параллельно с искаженным образом Запада. То есть, исламофобия, или страх перед нашествием мусульман, имеет в качестве противовеса ненависть к Западу со стороны исламских радикалов. С тех пор, как понятие глобализации стало синонимом навязывания западной культуры и модели развития, многие радикальные мусульмане стали испытывать неприязнь к западной культуре.
Хотя картины насилия и конца света, которые прославляют смерть, существуют во имя исламской утопии и выражают настроения лишь незначительного меньшинства мусульман на земном шаре, мировая общественность склонна рассматривать их недружественную позицию в некоторых мусульманских странах как характерную черту, свойственную всему исламскому сознанию. Что делает невозможным диалог и порождает обстановку насилия и жестокости.
Читайте также: Ислам, демократия и свобода слова
Преждевременно полагать, что веротерпимый ислам растратил свои силы. Но этот веротерпимый ислам, если он выброшен на обочину общественной и политической жизни, никому и на что не нужен. Как западное общество может отличить веротерпимых мусульман, пытающихся найти свое место в мире демократии и диалога, от последователей учения, стремящихся разрушить этот мир?
Возможно, для начала будет правильно признать, что многие мусульмане во всем мире возвысили свои голоса против насилия, в пользу диалога, духовности и мира, понимая при этом, что своими словами им не удалось остановить бурю. Это те голоса, к которым нужно прислушиваться, о которых необходимо рассказывать и поддерживать на Западе и в мусульманском мире. Необходимо также больше рассказывать о мусульманах и их культуре в европейских образовательных учреждениях, чтобы опровергнуть утверждения о том, что это чуждый народ. Кроме того, в общественной жизни и СМИ Запада должно присутствовать больше веротерпимых, не склонных к насилию мусульман с тем, чтобы найти какой-то третий путь разрешения противоречия между западной трактовкой личных свобод и исламским подходом к правам и обязанностям мусульман.
Возможно, западному обществу пора понять, что мир заинтересован не только в установлении баланса между выражениями мусульманской самобытности и светским характером западного республиканского общества, но также в устранении непонимания и ложного восприятия, которые создали образ мусульман как враждебных людей, склонных к насилию и психологически неподготовленных к демократии. Немаловажное значение имеет также то обстоятельство, что пока существуют мусульманские правительства, разжигающие ненависть в отношении Запада по поводам показа сатирического фильма о пророке Мухаммеде, публикации карикатур на пророка в датской газете, инцидента с американскими солдатами, осквернившими несколько экземпляров Корана и американского пастора евангелиста, угрожающего сжечь священную книгу, во всем мире будет много людей, в том числе мусульман, которые по-прежнему будут верить в то, что авторитарный режим является неотъемлемой частью политического будущего мусульманского общества.
Рамин Яхабеглу - иранский философ, заведующий кафедрой политических наук в Университете Торонто.