Наступает осень, и наиболее живописное место Стамбула «Принцевы острова» (Adalar) становится безлюдным. В расположенных здесь летних дворцах в зимний период проводится ремонт и реконструкция, и в абсолютно обновленном состоянии в летний сезон они встречают своих хозяев. В то время как все дворцы подлежат восстановлению, крайне сложно объяснить, почему некоторые исторические здания покинуты и заброшены. Одно из таких мест – дом Троцкого, находящийся на улице Хамладжи (Hamlacı), проспект Низам (Nizam), остров Бюйюкада.
Как и во всем мире, наиболее мрачные периоды жизни России пришлись на 1900-е годы. Не увенчавшаяся успехом попытка государственного переворота, предпринятая против монархии в 1905 году, повторилась в 1917 и на этот раз достигла своих целей. Одну из основных ролей в этом кровопролитном режиме, построенном на смертях многих миллионов людей, исполнял Троцкий, революционер еврейского происхождения. Воспринимавшийся как «отец русской революции» Троцкий в 1924 году после смерти Ленина по распоряжению генерального секретаря ЦК КПСС Сталина был выслан в Алма-Ату. По решению политбюро в 1929 г. был выдворен за пределы СССР. Прибыв в Стамбул одним холодным февральским утром, в полночь 8 марта Лев Троцкий останавливается в отеле Токатлыйан. После пребывания в течение 29 дней в одном из особняков района Бомонти, 30 апреля 1929 года переезжает в арендованный на острове Бюйюкада особняк, известный как вилла Арап Иззет Паши.
Так, во дворце на Бюйюкада, ранее принадлежавшем второму секретарю султана Абдул-Хамида II, теперь гостил идеолог большевизма. Именно в этом особняке он вынашивал планы по свержению Сталина. Оставаясь в Стамбуле 4,5 года вместе с женой Натальей, Троцкий принимает широкие меры безопасности и в этот период начинает писать автобиографические мемуары, которым дает название «Моя жизнь». Рядом с широким кабинетом Троцкого на верхнем этаже особняка располагалась опочивальня. Одна из двух больших комнат на первом этаже принадлежала сыну Троцкого – Льву Седову, другая служила столовой. На этом этаже также находилась комната для отдыха и чаепития.
Во дворце регулярно проводились встречи с единомышленниками из разных стран. Прибрежная зона острова и причал находились под постоянным контролем. Для Троцкого турецкой полицией также было предоставлено огнестрельное оружие. Тем не менее, время от времени появлялись сообщения о попытках совершения покушения на жизнь Троцкого во дворце и поползновениях агентов Сталина проникнуть на виллу под видом доброжелателей Троцкого.
Пожар на вилле
Ночью 1 марта 1931 года на вилле Арап Иззет Паши произошло провокационное событие: воспламенились верхний этаж и крыша особняка. Пренебрегая настоятельными рекомендациями служащих полиции, Троцкий не вышел даже на балкон. Впоследствии он объяснит это следующим образом: «Возможно, скрывшиеся среди деревьев в саду убийцы в этом переполохе ожидали, что я выйду на балкон или на улицу, и могли совершить нападение». Вместе с тем были причины, которые подтверждали правоту Троцкого. Например, все огнетушители были пустыми, пожарная служба своевременно не прибыла. Троцкий, рискуя отравиться угарным газом, так и не вышел из виллы, пока глава провинции Адалар (Adalar) не прибыл во дворец и не заверил его, что вместе с семьей перевезет их в гостиницу Савой (Savoy Oteli).
Мои ноги приросли к Бюйюкада
В июле 1933 года пришла новость о том, что Франция дала Троцкому визу, означавшую согласие на то, чтобы принять его в этой стране. Троцкий, который вел дневник в течение 4,5 лет пребывания на Бюйюкада, в последний день напишет в тетради воспоминаний: «С тех пор, как мы здесь поселились, прошло 4,5 года. Странное дело: мне кажется, будто мои ноги немножко приросли за эти годы к почве Бюйюкада».
20 августа 1940 года молодой человек, представившись как Френк Марнард (Frank Jackson Marnard), прибыл в дом, где останавливался Троцкий, под предлогом того, чтобы предложить ознакомиться со статьей, якобы написанной им о советских лидерах. Выбрав момент, неожиданным движением он нанес удар по голове Троцкого ледорубом, который был спрятан в плаще. После двух дней комы Троцкий скончался. Троцкий, которого называли «наилучшим проповедником коммунистической революции и неудачником политических интриг», в конце своей 61-летней жизни, которая прошла в мечтах о перевороте, прощался с жизнью после «заговорщического» удара. Показательная жизнь и кончина Троцкого преподает важный исторический урок, именно поэтому особое значение приобретает сохранение в качестве музея виллы, в которой Троцкий провел несколько лет своей жизни на острове Бюйюкада.