Вновь вспыхнувшие в декабре 2012 года протесты в Анбаре наряду с митингами в других регионах компактного проживания суннитов в короткие сроки охватили весь Ирак. На организованных 25 января 2013 года в Анбаре, Мосуле, Киркуке, Салах-эд-Дине и Багдаде демонстрациях, которые прошли без особых происшествий, на повестке дня был поднят вопрос об удовлетворении «законных требований народа». Однако в результате вмешательства в демонстрации, организованные в тот же день в городе Эль-Фаллуджа (мухафаза Анбар), сил безопасности 6 демонстрантов потеряли свои жизни и порядка 60 митингующих были ранены. Спустя день после этих событий в Эль-Фаллудже были совершены теракты, которые на этот раз выбрали мишенью непосредственно силы безопасности: по меньшей мере, 3 были убиты и 3 – похищены. В заявлениях, которые вслед за столкновениями были сделаны лидерами суннитских племен и партийными представителями в мухафазе Анбар, прежде всего Народным комитетом, образованным арабами-суннитами, звучали требования о немедленном задержании принимавших участие в событиях в Эль-Фаллудже служащих безопасности. Также выражались угрозы, согласно которым в противном случае в отношении сил безопасности будут проведены широкомасштабные атаки. Один из ведущих лидеров «Совета пробуждения» в Анбаре шейх Ахмед Абу Риша в ходе демонстрации, организованной на площади Эль-Фаллуджи, заявил, что племенные лидеры Анбара выделили правительству Аль-Малики недельный срок для принятия необходимых действий, при отсутствии которых против сил безопасности в мухафазе Анбар будет объявлен джихад. Вместе с тем шейх Риша выразил необходимость проведения судебного процесса не в Багдаде, а в Анбаре.
Взгляд шиитов и суннитов на события: проблема бытия
Арест в рамках борьбы с терроризмом девяти охранников министра финансов Ирака, анбарского политика Рафии аль-Исауи 20 декабря 2012 года привел к очередному обострению суннито-шиитской напряженности в Ираке. Вслед за демонстрациями, организованными в знак протеста данного задержания, часть шиитских партий, представленных в правительстве, отметила необходимость готовности к диалогу с демонстрантами. Однако после сделанных 5 января 2013 года лидером запрещенной партии БААС (в период Саддама выполнявшего обязанности зампредседателя Совета революционного командования) Ибрагимом Аль-Дури заявлений, в которых открыто выражалась поддержка восстания, будучи в Анбаре изначально миролюбивыми, демонстрации послужили поводом для начала различных споров. Представители шиитов в составе правительства подчеркивают риск возникновения нового конфликта в Ираке, к которому могут привести попытки баасистов управлять акциями протеста. При этом арабы-сунниты стали настаивать на том, что правительство Аль-Малики применяет по отношению к суннитам дискриминацию. Так, Тарик Аль-Хашими отметил, что в основе направленных против Рафии аль-Исауи действий лежит политика ущемления. С распространением начавшихся в Анбаре демонстраций в таких регионах компактного проживания арабов-суннитов, как Мосул, Салах-эд-Дин, Дияла и Эль-Фаллуджа, произошли некоторые изменения в требованиях. Скандирование в ходе протестных акций лозунгов «народ хочет свержения режима», наличие флагов Свободной сирийской армии, осуждающие заявления о том, что Иран непосредственно контролирует Ирак, указывают на высокую вероятность перерастания напряженности в широкомасштабный конфликт. Демонстранты требуют отставки премьер-министра Аль-Малики, который, как они полагают, с самого начала находился под контролем Ирана, освобождения якобы несправедливо задержанных тысяч политических заключенных и в этой связи объявления всеобщей амнистии, наконец, снятия всех запретов относительно партии БААС и предоставления членам БААС возможности осуществлять политическую деятельность.
Параллельно с распространением протестных демонстраций арабов-суннитов налицо углубление политического кризиса в Ираке. Прежде всего, его разрастанию способствует наличие восприятия о том, что шиитская власть применяет дискриминацию по отношению к суннитам.
С другой стороны, при оценке ситуации со стороны шиитов за акциями протеста в регионах компактного проживания арабов-суннитов могут стоять «Аль-Каида» и страны региона. В заявлении члена коалиции «Правовое государство» Саада Аль-Муталаби отмечается, что Анбар полностью контролируется организацией «Аль-Каида». Аль-Муталаби подчеркнул следующее: «Требования демонстрантов постоянно меняются. Несмотря на удовлетворение правительством первоначальных требований, сейчас имеют место новые. Основная цель протестующих – в конечном счете, удалить шиитов из правительства и разрушить весь политический процесс». Так, правительство Аль-Малики предприняло необходимые шаги в направлении удовлетворения требований протестующих относительно положения осужденных женщин.
Вместе с тем шиитские силы выражают подозрение в том, что протестные акции в Ираке прямо связаны с гражданской войной в Сирии. Как подчеркивается ими, в основе критики относительно влияния Ирана и шиитского руководства, которое обвиняется в применении дискриминации против арабов-суннитов в политической, экономической областях и в сфере безопасности, лежит цель начать вооруженное сопротивление. Следовательно, прогнозы шиитов связаны с тем, что открытие арабами-суннитами, которые сегодня ведут борьбу в Сирии, нового фронта в Ираке является вопросом времени. Вместе с тем высказываются предположения, согласно которым некоторые региональные страны также являются участниками этого плана. Прежде всего, обращают на себя внимание заявления о том, что Ирак подводят к разделу на мазхабной основе, о чем говорилось некоторыми парламентариями в составе коалиции, возглавляемой Аль-Малики, в январе 2013 года на конференции, проведенной в Стамбуле.
Таким образом, достаточно высокой представляется вероятность того, что начавшийся 20 декабря 2012 года и способствовавший возникновению в 2013 году вооруженных конфликтов процесс движется в сторону кровопролитной гражданской войны. Необходимо предвидеть, что гражданская война на мазхабной основе в Ираке обладает чрезвычайно разрушительным характером и высоким потенциалом оказания воздействия на весь регион. Очевидно, вовлечение Ирака вслед за Сирией в гражданскую войну, основанную на межмазхабных различиях, в значительной степени подорвет мир между народами региона.