Глядя на сопротивление, существующее в некоторых кругах в отношении открытия Собора Святой Софии для богослужения, человек не может не задаться вопросом: «Неужели они выступают против завоевания Стамбула?»
Если уж говорить о проблеме превращения Айя-Софии в мечеть, то крах Византийской империи, завоевание Стамбула — гораздо более глубокая проблема, так как превращение собора в мечеть — это результат завоевания Стамбула.
Здесь важен следующий вопрос:
Прекращение существования Айя-Софии в качестве мечети и ее преобразование в музей — это жест в отношении христианско-западного мира? Можно ли толковать это так: «Да, мы взяли Стамбул, но, закрывая Айя-Софию как мечеть, мы стремимся отчасти облегчить вашу душевную боль»? Неужели это позиция: «Мы больше не придаем значения такому символическому действию, как превращение церкви в мечеть»?
Если в превращении Айя-Софии в музей действительно есть такой посыл в адрес Запада, значит есть и другой сигнал — обращенный вовнутрь, к нашему обществу, к тем, кто видит в завоевании Стамбула некий скачок, изменивший эпоху в историческом шествии турецкой нации, а также к исламскому миру, который, возможно, таит в своем сердце те же мысли.
Каков этот посыл?
— После данного решения в вашем сердце, очевидно, возникнет боль от утраты Айя-Софии. Нам тоже не по себе. Но ради нормализации отношений с Западом терпите.
Посыл может быть другим:
— Мы встали на путь европеизации, поэтому такие создающие проблемы в отношениях с Западом узлы, как Айя-София, должны быть устранены. Османская империя и такие институты, как халифат, остались в прошлом. Пусть это признает каждый.
Очевидно, между двумя этими посылами есть существенная разница.
Если в первом доминирует чувство самозащиты, второй демонстрирует надменную позицию. Во втором случае присутствует высокомерное стремление представить Айя-Софию как «задаток» во имя европеизации.
Сегодня те, кто пытается попробовать себя в западном искусстве фехтования в ответ на требования «открыть Айя-Софию», на самом деле охвачены такими настроениями: «Мы завоевали Стамбул, и что произошло? Если бы не завоевали, ничего бы не было». Не думаю, что этот тезис является преувеличением с моей стороны.
Кто бы что ни говорил, Стамбул был завоеван и стал принадлежать турецкой нации, исламскому миру.
Опять же, кто бы что ни говорил, этот факт получил название «завоевание», в котором присутствует духовное исступление от следования курсу, указанному Пророком Мухаммедом, и получения радостных вестей от него.
Кто бы что ни говорил, Айя-София также была превращена в мечеть как символ «завоевания», и на протяжении нескольких веков она существовала именно как мечеть.
Даже когда Османская империя потерпела поражение в Первой мировой войне, Айя-София продолжала быть мечетью. Так было до 1934 года.
Давайте откровенно ответим на следующий вопрос:
До того момента, как Айя-София стала музеем, звучали ли в Турции связанные с этим требования? Сказал ли кто-нибудь во всеуслышание: «Пусть Айя-София будет музеем, она будет служить этой цивилизации, а Запад нас будет любить больше»? Когда сегодня превращение Айя-Софии в музей представляется в качестве «вклада в мировое наследие», продуктом какой беспечности это является?
Увы, предъявление Айя-Софии в виде подарка Западу — это последствия контузии, которой не было у Османской империи даже в момент ее падения.
Вопрос о том, как к этому пришла Турция, требует серьезного анализа.
Когда призывы открыть Айя-Софию для богослужения вызывают такой резонанс в сердцах народных масс, это является отражением духа завоевания, а именно сохранения восторга возвышенности, и представления о том, что решение о создании музея было отклонением от естественного хода исторического развития.
В целом в связи с тем, что происходит в Турции и исламском мире, я хочу сказать следующее.
Нынешние события — это борьба Турции за становление Турцией, как и исламского мира за становление исламским миром.
Да, сто лет назад мы действительно пережили падение, однако, становясь Турцией, исламским миром и сто лет вставая на ноги, мы хотим продолжить наше историческое восхождение.
Айя-София обязательно будет открыта... когда Турция станет Турцией, а исламский мир — исламским миром.
А те, кто считает, что этот регион остался вне истории, видимо, желают сохранения былого угнетения.
Они словно снова создают отряды гуркхов (британские колониальные войска, воевавшие в Первой мировой войне против врагов Великобритании на Ближнем Востоке — прим.пер.).
Но история меняется. Угнетение не может продолжаться. Этого больше не выдержит духовная ткань данного региона.
Рано или поздно Айя-София обязательно будет открыта.