Говоря о наших, имеющих международное значение шагах в энергетике за последние два года, во главу угла следует ставить отношения, развиваемые с Азербайджаном. Чтобы эхо этих событий, способных в ближайшие годы дать ощутимую отдачу в энергетической арифметике, стало по-настоящему сильным, нам еще предстоит провести некоторую работу. Прежде всего нам необходимы надежные турецкие бренды в энергетике. Требуется создание структуры, на основе которой Нефтегазовая корпорация Турции (TPAO) и Корпорация по транспортировке нефти с помощью трубопроводов (BOTAŞ) смогут комфортно работать и расти благодаря инкорпорируемым компаниям и площадкам за рубежом. Увеличение доли Турции в проектах «Шах-Дениз» и Трансанатолийский газопровод (TANAP) сигнализирует о работе в этом направлении. Все это особенно актуально для компании TPAO, в которой, как мы неоднократно отмечали ранее, по примеру «Турецких авиалиний» (THY) возможно создание определенной автономной структуры, обладающей легкостью и предприимчивостью частной компании.
Соглашение, подписанное в конце прошлой недели в присутствии премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана и нацеленное на увеличение долей нашей страны в проектах «Шах-Дениз» и TANAP, поднимет Турцию на ступень выше в этой области. Когда в июне 2012 года, при участии в этом событии Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева, на проекте TANAP были поставлены подписи, каждая из сторон полагала, что ее доля будет ниже, а участие иностранных энергетических гигантов — более активным. Но, кроме BP, других иностранных участников в TANAP не было. Некоторые компании даже отказались от участия в проекте, так как из-за запроса Турции об увеличении доли и удельного веса Азербайджана в распределении пакета акций их доля была бы невысока. Таким образом ситуация в большей степени повернулась в пользу Турции и Азербайджана.
Увеличение доли BOTAŞ в TANAP с 20 до 30% предполагает постепенный уход Турции от того, чтобы довольствоваться небольшими дивидендами и транзитными сборами. Доля TPAO в проекте «Шах-Дениз» повысилась с 9 до 19%, что превратило турецкую компанию в одного из важнейших партнеров проекта. Это показывает и ценность, которую для братского Азербайджана представляет Турция, и его стремление к тому, чтобы Турция приобрела опыт на рынке энергоресурсов. Поэтому не стоит приходить в изумление, если в дальнейшем возникнет некая общая энергетическая компания, которая выйдет на мировые рынки.
Каждое из двух этих соглашений подразумевает, что реализация проекта строительства газопровода Nabucco, вокруг которого идут столь долгие споры, состоится без европейцев и под другим названием благодаря силе двух братских стран. С введением в игру Трансадриатического газопровода (TAP) как продолжения TANAP азербайджанский природный газ дойдет до Европы. Как скажутся на Европе события, происходящие сегодня на Украине? Покажет время. Но в любом случае одним из лучших решений в долгосрочной перспективе будет именно TANAP.
Следовательно, отношения Азербайджана и Турции в области энергетики в ближайшие годы не будут развиваться одномерно, в форме передачи миру азербайджанских энергоресурсов; полагаю, что отношения двух братьев подготовят почву для рождения нового энергетического гиганта. Например, уже в ближайшее время эти отношения и инвестиции проявят себя в том, что расположенные вокруг Турции энергоресурсы начнут попадать на европейские и мировые рынки. Но ошибочно подходить к вопросу только с точки зрения добычи природного газа на месторождении «Шах-Дениз» или каспийской нефти.