Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Куда движется Саудовская Аравия?

© AP Photo / Yoan Valat/Pool Новый король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд
Новый король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы Саудовская Аравия отказалась от традиционной внешней политики, ориентированной на тихое безмолвное разрешение вопросов. В прошлом году саудиты получили право временного членства в Совбезе ООН, но отказались от него, будто заявив всему миру: Эр-Рияд будет преследовать свою собственную активную политику. Какие сюрпризы приготовит нам новый король?

Когда стало известно о кончине короля Саудовской Аравии Абдуллы, мне вспомнился скандальный фотоснимок, сделанный в прошлом году. На фотографии можно было видеть, как саудовский король с установленной в носовой полости трубкой проводит переговоры с президентом США Обамой.

Этот снимок впервые подтвердил быстро распространявшиеся слухи о болезни короля. Он действительно был на краю могилы. Но не болезнь сделала эту фотографию сенсацией. Главная причина переполоха заключалась в том, что фото, предающее гласности слабость саудовского руководства, просочилось в прессу без ведома саудитов. То есть фотография была опубликована по указанию администрации США.

Этот инцидент стали приводить в пример как показатель кризиса между Вашингтоном и Эр-Риядом.

Ранее требования саудовского руководства уже вызывали беспокойство у Обамы. Саудиты выступали против политики США на Ближнем Востоке.

Преодолен ли кризис, вышедший наружу после обнародования фотографии? Неизвестно. Основной интерес сегодня вызывает вопрос о том, каким путем пойдет богатейшая страна арабского мира при новом короле Салмане.

Новому королю придется решать сразу несколько критически важных вопросов.

Судя по последним двум годам, можно сделать вывод, что Саудовская Аравия отказалась от традиционной внешней политики, ориентированной на тихое безмолвное разрешение вопросов.

Барак Обама и король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд


Несмотря на то, что в прошлом году саудовская администрация получила право временного членства в Совете Безопасности ООН, она отказалась от него. Эта агрессивная позиция будто заявляла всему миру: теперь Эр-Рияд начинает преследовать активную внешнюю политику.

Отголоски такой агрессивной внешней политики наблюдаются в Сирии и Египте.

Эр-Рияд вступил в схватку, в которой он категорически придерживается двух красных линий.

Одна из них — борьба с антимонархическими движениями и соответствующей идеологией. В рамках этой линии рассматриваются такие радикальные организации, как «Аль-Каида» и ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»), арабская весна, «Братья-мусульмане». И именно из-за этой красной линии саудиты искоса смотрят на демократические и придающие значение народному волеизъявлению движения, возникающие в исламском мире. Руководство Эр-Рияда концентрируется на избавлении от такого рода «угроз», в какой бы исламской стране они ни возникали. Поэтому оно буквально с головой ныряет в любые международные союзы.

Другая красная линия саудовского руководства — Иран... В 2005 году недавно ушедший из жизни король назвал Иран «главным врагом Саудовской Аравии» и «змеей, которой нужно отрубить голову». Существует достаточно много причин, по которым Иран был объявлен противником страны. Но важнейшая из них состоит в имперской линии Ирана, которую Тегеран проводит через упор на шиизм. Эр-Рияд опасается того, что Иран поднимет восстание среди шиитского населения Саудовской Аравии. И поэтому вероятность существования сильного Ирана — катастрофа для саудитов.

В качестве угрозы Эр-Рияд рассматривает и режим Асада в Сирии, считая его приспешником Ирана. Саудовское руководство грезит о Сирии, в которой был бы создан эмират или, как в Египте, правила бы диктатура.

Саудовская стратегия, направленная на снижение цен на нефть при сохранении предложения на прежнем уровне, связана именно со второй красной линией.

Таким образом Эр-Рияд одним выстрелом убивает трех зайцев.

Во-первых, сокращая нефтяные доходы Ирана, он вставляет палки в колеса в ход переговоров Ирана и США по ядерной программе.

Во-вторых, он лишает высоких нефтяных доходов Россию, поддерживающую Асада в Сирии.

В-третьих, удар, который получает Россия, позволяет США и ЕС несколько прийти в чувство.

Конечно, все это наводит на мысль о том, что саудовское руководство добилось успеха.

Но события, которые в последнее время происходят в непосредственной близости от Саудовской Аравии, а именно — в Йемене, указывают на то, что эта картина может быть обманчивой.

В тот день, когда скончался саудовский король, шиитские хути, поддерживаемые Ираном, захватили власть в Йемене.

Можно говорить и о внутренней угрозе, представляющей опасность для Саудовской Аравии. Ее перспективы омрачают рост коррупции и подавляющая несправедливость. Между тем неизвестно, как долго эта темнота будет оставаться на линии горизонта.