На прошлой неделе группа латвийских журналистов почтила своим присутствием столицу ЕС город Брюссель, посетила Еврокомиссию и Европарламент. В ходе ряда семинаров еврочиновники рассказали нам об экономической политике ЕС в нынешнее нелегкое время, тяготах принятия евробюджета, а евродепутаты от Латвии, представляющие радикально-национальные латышские партии, продемонстрировали хороший загар, аккуратные прически и цветущий вид.
Учет и контроль
С одной стороны, лично у меня гигантский муравейник Еврокомиссии, в котором трудится более 20 тысяч человек, вызывает скепсис: как провести простое, а тем более сложное решение через массу кабинетов и лабиринты коридоров - не потеряется ли? С другой стороны, надежды на отечественное правительство еще меньше.
А ведь как раз сейчас самые работящие и зажиточные страны Европы ставят вопрос об ужесточении контроля за финансовой политикой стран ЕС и ужесточении санкций за нарушение Европейского пакта стабильности, главными фишками которого являются дефицит бюджета не выше 3% и госдолг не больше 60% от ВВП. В конце октября саммит Евросоюза принял план по усилению финансового контроля и экономического управления в Евросоюзе.
В этом смысле доклад представителя генерального директората экономической и монетарной политики Мартина Ларча был актуальным. ЕС и Еврозона стоят перед лицом огромных вызовов, и вопрошать по-гамлетовски, быть или не быть, нету времени. Надо действовать. В том числе самой Еврокомиссии необходимо строже следить за выполнением европейских директив и регул странами-участницами.
«Далеко не во всех странах ЕС заботятся об интересах ЕС так же, как о своих собственных», - признал другой оратор, Танелли Лахти, член кабинета еврокомиссара по экономике Олли Рена. А в результате из 27 стран сейчас только три выполняют такой критерий, как дефицит бюджета менее 3%, из-за чего средний бюджетный дефицит в содружестве зашкаливает за 8%. Средний «по больнице» государственный долг также не позволяет расслабиться - 65%.
Кризис открыл глаза на бреши в координации экономической политики, считает Мартин Ларч. Чтобы заставить национальные правительства соблюдать правила и не выходить за рамки, в недрах Еврокомиссии зреют новые меры усиления контроля. В частности, выполнение плана по сбору налогов каждого государства ЕС ежегодно будет подвергаться контролю в Брюсселе. Правительствам предписано пользоваться более точными методиками прогнозов, дабы избежать приписок, а также не стесняться уточнять свои фискальные планы по ходу их выполнения. Более оперативными должны быть санкции для нарушителей, ведь сейчас они возможны только по итогам отчетного периода, когда толку в них уже немного.
Для того чтобы держать дефицит бюджета в рамках приличия, предлагается начинать бить тревогу уже тогда, когда он перевалил за отметку 2%. Страны, у которых эта планка завышена, должны будут ежегодно и целенаправленно снижать ее на 0,5%. Расходы правительства ни в коем случае не должны превышать рост ВВП. Кроме того, страны ЕС могут обязать каждый год уменьшать внешний долг на 5%.
Что будет, если страна не справится с поставленными задачами?
Будут санкции. Не обязательно штрафы. Например, страну могут на время отодвинуть от кормушки еврофондов. Или подвергнут такому унижению, как лишение права голоса.
Пока, правда, эту инициативу Ангелы Меркель и Николя Саркози отодвинули в сторону, как неполиткорректную.
Соломинка в глазу ЕС
По словам Танелли Лахти, для хороших финансовых показателей недостаточно соблюдать фискальную дисциплину и держать в узде инфляцию. Как показывает пример Ирландии и Испании, несбалансированная макроэкономика также способна пошатнуть бюджет и увеличить внешний долг. А это неравновесие появляется тогда, когда иностранные заимствования направляются не в производственный сектор, а на частное потребление. В Брюсселе не уповают на одну лишь строгую бюджетную политику. Недостаточно просто снизить расходы и повысить налоги, говорит Лахти, не менее важно вести структурные реформы в экономике и повышать конкурентоспособность страны. В этом смысле полной неожиданностью стал пример Латвии, приведенный как образец для подражания. Из лестных слов докладчика о том, как мужественно она преодолела кризис, стало ясно, что маленькая Латвия отчаянно нужна еврокомиссарам для оправдания своей политики, служа ей своего рода спасительной соломинкой. Когда их упрекают в том, что они бесполезно выбрасывают 100 миллиардов на спасение Греции, которая, как пропитанное долгами бревно, грозит потянуть на дно всю еврозону, они гордо достают из кармана соломинку-Латвию и говорят: смотрите, мы тоже дали ей денег и она выбралась из ямы! В чем же еврочиновники разглядели прогресс нашей страны? По их убеждению, она прочно стоит на пути структурных реформ, движение ее экономики идет от внутреннего потребления в сторону экспорта. При этом, естественно, никто не задумывается о том, что станет с латвийскими позитивными процентами, если на мировую экономику обрушится пресловутая вторая волна.
Надо сказать, что не раз от еврочиновников звучало слово off records - «не для печати», что само по себе провокационно, когда обращаются к журналистам. Тем более когда сопровождается предупреждением, «чтобы у вас не было проблем». Оглянувшись по сторонам, скажу, что ничего особо секретного ими сказано не было. Разве что, говоря о принятии бюджета ЕС на 2011 год, один из чиновников ЕС (не называю его имени, чтобы у него не было проблем), рассказал, что процедура этого года кардинально отличается от предыдущих. Раньше бюджет утверждали в узком кругу Европейского совета. Сейчас благодаря новому Лиссабонскому договору за проект бюджета должен проголосовать Европарламент, состоящий из депутатов от всех 27 стран. А тут сошлись и чисто корыстные интересы: каждая страна хочет больше, внося в «общий котел» меньше. И классовые: евродепутаты могут отыграться на Евросовете за обиды прошлых лет и его кастовый подход к разработке бюджета. В итоге, если Евросовет выработал проект более экономный, Европарламент настаивает на том, чтобы он был больше.
Зерна и плевелы?
Честно говоря, стремление рулевых Евросоюза все уровнять, привести к единому знаменателю и аккуратно причесать вызывает восхищение, переходящее в сочувствие. Ведь как ни вводи директивы, а швед и немец всегда будут аккуратнее, педантичнее, экономнее. Южане при этом останутся менее дисциплинированными, склонными к транжирству, припискам и приверженными привычке вздремнуть в сиесту. Новички капиталистического соревнования, такие как Латвия, также долго будут находиться в плену незрелой демократической системы, выносящей во власть некомпетентную и чересчур корыстную публику, приоритетом для которой служит личное материальное благополучие, а в разрезе всеевропейской политики - стремление к иждивенчеству за счет более производительных стран. Понятно, что ЕС расширялся для того, чтобы служить рынком сбыта для таких стран, как Германия, Франция, Англия и иже с ними. Однако если в Латвии и Румынии не научатся зарабатывать деньги, то и покупать замечательные, произведенные в богатых странах товары они не смогут.
Тогда у этих стран, взносы которых в бюджет ЕС составляют львиную долю, элементарно может кончиться терпение.
Тем более что многие экономически неблагополучные страны ЕС являются сателлитами США и на мировой арене часто действуют в пику интересам Германии и Франции.
Наши люди в Европе
Встреча с латвийскими посланниками в Европарламенте оказалась несколько однобокой - встретиться удалось только с депутатами, выбранными от партий, входящих в «Гражданский союз» и ТБ/ДННЛ, Инесой Вайдере, Сандрой Калниете, Кришьянисом Кариньшем и Робертом Зиле. Им скрывать было нечего и слово off records не употреблялось. «Наши люди» в парламенте с воодушевлением рассказали о полезных для Латвии делах, которые они совершают на депутатском поприще. Не важно, что, говоря об экономике, Вайдере назвала сумму, которую США вливают в свою экономику, не 600 млрд долларов, а 600 трлн. Неважно, что Кариньш уверен, что внешний долг Латвии составляет всего 10% против почти 40% в реальности. Или что сжиженный газ вдвое дешевле природного российского. Важно, что латвийские посланцы в Европарламенте выглядят так, как будто по полдня проводят в соляриях и салонах красоты. Что ж, парадная витрина Латвии в полном порядке.
Впрочем, лично у меня сложилось впечатление, что главная забота депутатов фракции - делать все, чтобы не допустить хороших отношений ЕС и России. Это проглядывает по блеску в глазах Кариньша, когда он говорит об энергетической независимости. И по депутатским запросам Вайдере, которая, в частности, жаловалась в Еврокомиссию на то, что «Евроньюс» вещает в том числе на русском, а на латышском, официальном языке ЕС, - нет. Вайдере просто не потрудилась узнать, что «Евроньюс» не финансируется Евросоюзом, а является частной организацией, долями которой владеет, кроме прочих, российское телевидение. Еще один пример самоотверженной деятельности наших евродепутатов - сигнал о том, что один из официальных пресс-релизов в Европарламенте был отпечатан (о ужас!) на русском языке.
Кого будем слушаться?
В прошлом году дефицит бюджета Латвии был пятым по величине в ЕС - 10,2% от ВВП. Выше он был в Испании (11,4%), Великобритании (11,4%), Ирландии (14,4%, в этом году уже 32%), Греции (15,4%).
Профицита бюджета не было ни в одной стране ЕС, лучше других дефицит смотрелся в Люксембурге (0,7%), Швеции (0,9%), Эстонии (1,7%).
По итогам года усугубление дефицита наблюдалось в 26 странах ЕС, за исключением Эстонии и Мальты.
Латвийский государственный долг в 2009 году составил 36,7% от ВВП и за год увеличился вдвое.
Самый маленький долг был у Эстонии (7,2%) Люксембурга (14,5%), Болгарии (14,7%) и других молодых стран ЕС, которые еще не успели набрать долгов.
Самый большой долг был у Греции (126,8%), Италии (118%). Выше роковой черты в 60% он был в Бельгии (96,2%), Венгрии (78,4%), Франции (78,1%), Португалии (76,1%), Германии (73,4%), Великобритании (68,2%), Австрии (67,5%), Ирландии (65,5%, пока обороняется от внешних заимствований), Голландии (60,8%).
Вывод: если руководствоваться критериями Пакта стабильности и инициативами Германии и Франции, по показателям бюджета и правительственного долга на начало этого года права голоса в ЕС заслуживали только пять стран: Дания, Эстония, Люксембург, Швеция и Финляндия. Недалеко от попадания в эту компанию были Австрия и Голландия. Сами Германия и Франция не попадали в число избранных: первая - из-за долга (73,4%), вторая - из-за долга (78,1%) и дефицита бюджета (7,5%).