Эдгар Сависаар - один из основателей Народного фронта Эстонии и действующий глава Центристской партии. Он был премьер-министром Эстонии, министром внутренних дел, министром экономики и коммуникаций. Сейчас он – мэр Таллина.
В начале марта в Эстонии пройдут парламентские выборы. В преддверии этого The Baltic Times побеседовала с председателем Центристской партии о предстоящих событиях.
The Baltic Times: Г-н Сависаар, что Вы думаете о месте Эстонии в Европейском Союзе и еврозоне?
Эдгар Сависаар: До сих пор эстонцы обслуживали евро; [однако] Центристская партия заставит евро служить нуждам эстонцев. Евро приблизит нас к более справедливой и эффективной европейской модели общества, с прогрессивным подоходным налогом, весомыми социальными гарантиями и правом на бесплатное образование. Правительство [премьер-министр Андруса] Ансипа злоупотребило переходом на единую валюту, дополнительно отдалив эстонскую социальную модель от европейской. В результате его политики обогащения богатых и превращения только возникшего среднего класса в новых бедных Эстония становится все больше и больше похожа на Россию. В отличие от эстонского министра финансов Юргена Лиги, я не считаю Эстонию мессией, который должен уничтожать европейский образ жизни, экспортируя нашу драконовскую социальную и экономическую политику. Напротив, я считаю, что Эстонии следует учиться у Европы, особенно у Северной, и перенимать, насколько возможно, ее основные принципы. Если мы не будем этого делать, исход нашего народа в страны с прогрессивным налогообложением только ускорится.
- Что Вы можете сказать о влиянии Эстонии на решения, принимаемые Евросоюзом?
- Эстонии в Евросоюзе следовало бы держаться двух геополитических общностей – Прибалтики и Северной Европы. К сожалению, на прибалтийском направлении наши правители слишком долго и слишком явно демонстрировали высокомерие. Между тем, Латвия уже обгоняет нас по экономике, а Литва крайне нуждается в поддержке нами совместного прибалтийского проекта АЭС. Что касается стран Северной Европы, то Эстония также до сих пор во всем вела себя им наперекор: яростно выступала против [газопроводного] проекта «Северный поток», связывающего Европу и Россию, вела ультраправую экономическую политику, «раскачивала лодку», эксплуатируя в мейнстримной внутренней политике националистическую карту. Нападки, с которыми обрушился под Рождество европейский комиссар по транспорту эстонец Сийм Каллас на директора российской железнодорожной компании Владимира Якунина, вносят сумятицу в отношения Евросоюза с Востоком - сферу, с которой у Европы связаны большие надежды. При этом самому Калласу приходится опровергать серьезные обвинения в свой собственный адрес. Его обвиняют в том, что на посту европейского комиссара по борьбе с мошенничеством он скрывал нарушения и смягчал информацию в докладах. В данных обстоятельствах его способность отстаивать в Европе эстонские интересы крайне мала. Возможность лучше защищать интересы Эстонии в ЕС появится только после того, как мы сменим наших представителей в Европейском совете [то есть премьер-министра Ансипа] и в Европейской комиссии [то есть комиссара Калласа].
- Что Вы думаете о развитии Евросоюза в социальных областях, а также в областях финансовой интеграции и международной конкурентоспособности?
- Углубление экономической, политической и культурной интеграции Европы - единственный шанс выдержать глобальную конкуренцию с Китаем и другими развивающимися экономиками. При этом сохранить конкурентоспособность в современном мире невозможно без общего медийного пространства, которое будет укреплять европейскую идентичность и представлять миру единый образ Европы. Однако сейчас у Европы нет даже собственной ежедневной газеты. Канал Euronews отлично работает, но его необходимо укрепить - в первую очередь, увеличив его финансирование за счет средств ЕС. СМИ – ключевой инструмент глобальной конкуренции. Кроме того, я очень надеюсь, что мы выдержим все испытания и сохраним европейскую социальную модель. Европа остается крайне привлекательной для всего мира как место для жизни и работы, на что указывает иммиграционное давление со стороны развивающихся стран. Я хотел бы, чтобы мы могли и дальше поддерживать европейские стандарты жизни. Было бы намного хуже, если бы притока иммигрантов извне не было, зато европейцы начали бы в массовом порядке покидать континент в поисках лучшей жизни.
- Вы по-прежнему стремитесь занять должность в институтах Евросоюза?
- Я никогда всерьез не думал о том, чтобы претендовать на какой-либо пост в Европейском Союзе. Возможно, я слишком патриот, чтобы работать за границей. Но с другой стороны, зарекаться не буду.
- Как Вы смотрите на сотрудничество с нашими литовскими и латвийскими соседями? После роспуска Народного фронта Вы выглядели не слишком заинтересованным в таком сотрудничестве, особенно с Ригой.
- И у города Таллина, и у меня лично всегда были исключительно тесные отношения с администрацией Риги, в том числе и после времен Народного фронта. Мы сохраняли их, даже когда [президент] Тоомас Хендрик Ильвес (занимавший в то время пост министра иностранных дел) сделал свое позорное заявление в интервью The Wall Street Journal, сказав: «Кто нам эти (…) прибалты?» («Who the fuck are the Balts to us?»). У нас превосходные отношения с действующим мэром Риги Нилом Ушаковым. Он часто бывает в Таллине, и я тоже нередко пользуюсь его гостеприимством в Риге. Будь наши города чужими друг другу, в проектах Rail Baltica и Via Baltica не было бы никакого смысла. Мы очень заинтересованы в притоке туристов из Риги, готовых тратить у нас свое свободное время и свои деньги. В то же время, благодаря рейсам airBaltic Рига стала ближе для многих таллинцев. Рига особенно внимательно следит за нашими действиями в качестве культурной столицы Европы 2011 года, потому что через несколько лет этот титул предстоит носить ей. Для Таллина, в свою очередь, важен опыт введения в Риге новой билетной системы на городском транспорте. Также впечатляет развитие в Риге муниципальной полиции. В целом, существует чертовски много вопросов, вызывающих у нас обоюдный интерес. Прошу заметить, что я не стал в первую очередь говорить об истории: она у нас общая и объединяет нас в любом случае. Если говорить о сотрудничестве с Латвией и Литвой, а также со всеми странами, окружающими Балтийское море, следует признать, что, к сожалению, Стратегия ЕС для Балтийского региона, подававшая так много надежд, не играет сейчас реальной роли в экономическом и политическом развитии соответствующих стран. Но я надеюсь, что опыт этой масштабной попытки сотрудничества будет тщательно изучен, и что Балтийский регион еще сможет полностью задействовать свой потенциал в стремительно меняющемся мире. В этом контексте мне кажется особенно значимым потепление в отношениях между Польшей и Россией.
- Что это за «специальное соглашение» с «Единой Россией»? Что оно означает, в чем его смысл и необходимость?
- Соглашение о сотрудничестве, заключенное между Центристской партией и «Единой Россией», аналогично тем, которые правящая российская партия подписала с десятками других партий, как в Европе, так и за ее пределами. Эти соглашения повсеместно рассматриваются как дополнительная возможность укрепить отношения с важным партнером - Россией. Лишь в Эстонии это соглашение иногда объясняют эгоистическими интересами Центристской партии.
- Каким из своих политических достижений Вы сильнее всего гордитесь?
- Отсоединением эстонской экономики от советской и восстановлением независимости Эстонии.
- Что было главной ошибкой в Вашей карьере?
- И в жизни, и в политике мы часто допускаем ошибки. Не ошибаются только мертвые. Своей главной политической ошибкой я считаю то, что я в 2005 году помог [премьер-министру] Андрусу Ансипу прийти к власти. Вначале мы отлично работали вместе в правительстве, однако в дальнейшем и государству, и народу Эстонии пришлось слишком дорого заплатить за его правление – инфляцией, безработицей и исходом населения. Только подумайте: доля населения, которую Эстония теряет в ходе текущего кризиса, уже сравнима с долей населения, которую она потеряла в 1944 году в результате эмиграции времен войны.
- Какую роль, на Ваш взгляд, должна играть Эстония в отношениях между ЕС и Россией в ближайшие 15 лет?
- Эстония слишком долго играла роль санитарного кордона, мнение которого годами игнорировали и Евросоюз в целом, и его более крупные страны-члены («Северный поток» стал самым курьезным, но далеко не единственным примером этого). Нам следует стать одним из мостов для передвижения товаров, услуг, знаний и рабочей силы между Евросоюзом и Россией. Этому способствуют наше выгодное географическое положение, наша осведомленность о России (в том числе наши языковые навыки) и наличие у нас русскоговорящего населения. Все это должно позволить нам получить максимум преимуществ от развития отношений между ЕС и Россией – даже больше, чем Финляндия. По этим факторам мы находимся на одном уровне с Латвией, которая, в отличие от нас, уже многого добилась в данной области.
- Какие главные задачи могут стоять в будущем перед эстонской внешней политикой?
- В области внешней торговли Эстонии нужно установить прочные отношения с развивающимися экономиками, в первую очередь с так называемыми странами БРИК [Китаем, Индией, Россией, Бразилией], но также и с Южной Кореей, Турцией и прочими глобальными игроками. Для этого нам необходимо развивать национальную экономику, что должно заложить основы накопления национального капитала. В связи со снижающимся присутствием США в Европе и в других частях мира Эстония должна вносить как можно больший вклад во внешнюю политику Европейского Союза и в его политику в области безопасности. Между тем, усиление Китая подталкивает Россию и Запад к сближению. Такое развитие событий способствует безопасности Восточной Европы, но лишь до тех пор, пока ни Россия, ни Запад не играют с политикой в области безопасности на китайском направлении и не пробуждают призраки аморальных сделок в ущерб малым странам, заключавшихся в Европе в 1938 и 1939 годах. Эстонии также нужно восстановить численность своего населения хотя бы до уровня времен восстановления независимости (с тех пор наше население сократилось с 1,5 до 1,3 миллиона человек). К сожалению, этого не получится добиться, полагаясь исключительно на естественный прирост и на возвращение эстонцев из эмиграции. Нам необходимо тщательно переработать иммиграционную политику.
- Видите ли Вы приемлемый способ разрешить эстонско-российский пограничный конфликт? Как долго займет его разрешение?
- Никаких пограничных конфликтов с Россией у Эстонии нет. Наша граница находится на своем месте и выполняет также функцию границы Шенгенской зоны. Эстония не претендует на российские территории, у России также нет территориальных претензий к Эстонии. Однако Эстония сделала ошибку, когда ее парламент (скажите за это «спасибо» правым партиям) внес изменения в преамбулу договора о границе уже после того, как его подписали министры иностранных дел. Мы должны исправить эту ошибку, и тогда судьба договора о границе будет зависеть только от российской стороны.
- Что значит для Вас быть политиком и государственным деятелем? Являются ли в современной эстонской политике эти слова синонимами?
- Государственным деятелем политика могут назвать только последующие поколения, и их решение должно зависеть от того, считают они его (или ее) работу полезной для народа и страны или вредной.