Интервью с Каспаром Димитерсом, поэтом, бардом, в ходе которого он поделился своими мыслями о Латвии, истинных ценностях и косвенных причинах непростых взаимоотношений между общинами в стране.
- Каспар, вы человек разносторонний, не могли бы вы сами рассказать о том, как вы мыслите помочь своей стране в условиях жесточайшего кризиса, как финансового, так и нравственного? Причем нравственного, пожалуй, в первую очередь.
- Я вот уже 20 лет живу в системе, которая здравомыслящих людей, и патриотов делает диссидентами, а после инвалидами. 20 лет свои же латыши называли меня агентом Кремля из-за моей Мамы (Каспар Димитерс сын знаменитой актрисы Вии Артмане - прим. ред.), из за того, что я православный, и открыто заявлял, как вырос на русских бардах. Tе, которые знают меня и по моим балладам, судят иначе. Я не участвую в элитных тусовках, не лезу на экран, в газеты. Но если мне задают вопросы, я отвечаю.
Так вот, я стараюсь делать все, что в моих силах, чтобы гнев, рождающийся от национальной розни, не клонировали. Он затмевает разум, как латышам, так и русским. Здесь многие не только представителей чужих наций ненавидят, а прежде всего собратьев своих. Все люди, живущие в Латвии, могут сплотиться в любви к этой земле, к культуре, к языкам, на которых говорят.
Подумайте только, ведь Ригу строили немцы, шведы, поляки, русские. Парк Аркадияс и Верманес вообще подарок русских аристократов Риге. Но ведь все равно основными обитателям земли этого очень молодого государства является латыши. Поймите, у вас есть еще Россия, Украина, Белоруссия, даже Сербия. У нас только Латвия. Только тут мы создали свою народную культуру, собирали ее, чтобы передать потомкам. Тот, которого мы называем «Dainu tevs», Кришьянис Баронс, 30 лет прожил и проработал в России. Именно там он начал собирать латышские народные песни. Он обучал русских интеллигентов на русском языке. И за это его очень уважали. Основатели нашего государства учились в Питере, в Москве, и там они создавали свои кружки, общества. Даже православие латыши открыли для себя потому, что русские иерархи благословляли открывать школы и учить латышей на их родном языке. Немцы этого не делали. Тогда русские нас учили латышскому. Мы же теперь можем попросить их выучить и латышский?
Кровавый клин вбили большевики. И они до сих пор это делают. Особенно в России. И там мегафонят то же самое, мол, Россия многонациональная страна. После того, как откололся ряд республик, Россия стала еще более русской. Православных в России примерно 85%, мусульман около 10%, иудаистов около 1,25%, буддистов - 0,8%. Точные цифры не приведу. Но Россия - это русская страна.
Латвия стала более русской после ввода войск советов. Нас, латышей, вывезли вагонами, а другая часть эмигрировала. Русских в Латвию приглашали на разные заводы и фабрики. Когда в конце 70-х снимали рижский фильм на Саяно-Шушенской ГЭС, помню вывесили такие плакаты - «Девочки, вас ждет Латвия - Огрский трикотажный комбинат». Вот так Латвия стала более русской.
Но реальность такая, какая она есть, и я стараюсь исходить из нее. Я не за репатриацию, но за нее уже и сама Россия обеспокоилась, ибо реактивно вымирает, спивается, и уничтожается афганским героином. Бардак носит глобальный характер. Деградирует все, что считается традиционным как в России, так в Латвии, и по всему миру. Что значит «финиковая революция» в Египте? Только то, что и эту страну готовят демократизации по западному образу. А программа уже стандартная.
Даже по Ираку было возможно проследить: порнокинотеатры, мегамагазины с глобальным дерьмом, теракты, только для того, чтобы расшатать стабильность страны, подорвать корни нации, а дальше и содомизация и все остальное, что разлагает традиции, семью, детские души. В таком режиме, в столь опасное для каждой уникальной нации время начинать играть в губернии? Мы все жили на этой земле и живем очень спокойно, несмотря на провокации с обеих сторон.
- Вы всегда были противником гей-парадов, как вы считаете должна себя вести рижская Дума относительно сексуальных меньшинств и публичного подчеркивания ими своей ориентации?
- В 1917 были большевики, теперь гомосексуалисты. Первые убивали натурально, последние делают косвенных подранков. Св. Иоанн Златоуст говорил, что гомосексуализм это хуже убийства, ибо не только плоть убивают, но и душу. Что может Рижская Дума? Головы, которым положено думать, не думают, они только ворочают их от Запада на Восток и обратно. Особенно в тех направлениях, куда им диктует идеология прав и свобод девиативных меньшинств Евросоюза. И так этому Западу уже кирдык, вымирает он. А нас, латышей, совсем мало. Что же, принять диктат содомитов? Права для сумасшедших. Для нас это самоубийство нации.
Кстати, на днях , 16 февраля, на официальной программе 61 Международного Берлинского кинофестиваля состоялась премьера и документального фильма Каспара Гобы «homo@lv», и показ анимационного фильма Даце Ридузе «Ziluks» (Прим. РВ желуденок). В этом фильме мы с женой являемся одними из воюющих лиц сюжетной линии. Фильм очень хороший, с состраданием, иронией, и болью, показывает и узколобость идеологии радужников и то естественно инстинктивное, что такие шествия вызывают в пока еще довольно традиционном обществе. Повторный показ фильма в Берлине 19-го числа.
- Расскажите о своих последних достижениях, в общественной и творческой жизни, ведь, как известно вы не только музыкант?
- Хотелось бы быть только бардом, но... слишком вялым и апатичным стал народ. Так не отреагировать на сдирание шкуры может только святой или труп. Святыми, похоже, пока не стали. Должно быть, отмирают конечности… Вот и впадаю в крайности. То делаю наезд с помощью баллады, то берусь за публицистику, то просто виртуально размножаю какие-то манифесты. Но пользы от этого мало. Даже потери сознания и пульса, люди, как куклы, продолжают сидеть у телевизоров. А что там? Лишь сатанинские шоу, и программы по уничтожению совести.
- Какие философы вам интересны и чья философия идет с вами в жизни и в творчестве?
- Философы не отзываются в моем сердце. Я поэт. И мне уже лет 20 ближе всего отцы Церкви, подвижники. Мое радио, например, это православное вещание в сети Радонеж. Это мой приход, моя община, ибо прихода в классическом смысле у меня нет. Более, чем 20 лет, у меня есть духовник, но из за своего бурного характера мне лучше спасаться подальше от людей. Но отцы и того советовали: бегай людей и спасешься.
Творю я хаотично. Слишком много всего умею, и слишком уж все вдохновляет на творчество. Сижу за текстами, за музыкой, за аранжировками, снимаю и монтирую видео. Сам себе агентство и агент. Только рынок у нас не до Владивостока, а только до Зилупе, выжить творчеством не возможно. Латыши, как и русские, зависимы от опустошающий бит шлягера.
- Скажите пожалуйста, что подвигло вас принять православие, и считаете ли вы что религия это часть культуры? Исходя из утверждения о том, что человек, обогащенный культурным слоем, может принять и высокие моральные и духовные ценности.
- В молодости искал выхода из тупика своего Я, куда меня ввели мои же страсти и зависимости. Вначале рылся на Востоке, который подальше, потом чудесным образом попал в десятку Восточного христианства. Бог меня подцепил в Троице-Сергиевом монастыре в Риге. Лет 25 назад. Вошел и понял, что вернулся домой.
Религия это основа всего. Культура это уже потом. Все же зависит от того, что мы своими «культами культивируем». Теперь каждый идиот имеет право выставлять любой суррогат и объявить это искусством, философией или даже религиозным откровением. Воскресение Христа это конец истории. Потом все миссия уже в лучах Солнца Правды и ожидания Христа.
Бог ждет, пока все покаются и придут к Нему. А ведь очень терпеливо ждет, ибо все уже вроде бы ясно и так. Полный духовный банкрот всех идеологий, триумф консюмеризма… Когда ты ориентирован только на материальное, и все в себя пичкаешь снаружи, это признак конца твоего собственного Света. Из твоего нутра ничего творчески нового, доброго и полезного ждать уже не стоит. Подобное возможно лишь в сотворчестве с Богом. А теперь? Кругом сплошной хаос радужных клише, искусственно навороченных штампов. Преступный разврат превратили идеологию свободы в культ личности. И поверх всего - система власти, в которой все можно купить, начиная от участкового до короля матрицы, от чиновника до президента страны.
В основе всего сущего - духовность. Кому твой дух принадлежит, от того и следствия. Если ты принадлежишь себе, то это уже признак узости, неполноценности. Если природе, нации, государству, идеологам, то тоже не просторно. Когда Бог меня озарил и пробудил, то до меня мигом дошло, что без Него я буду не просто идиот, но идиот одинокий, отчаявшийся, пустой. И я начал искать авторитет. Слишком много на Западе вариантов христианства. Не доверял я такому подозрительному многообразию. Сердце выбрало Православие. Эта единственная во всей вселенной Церковь Соборная и Апостольская. Т.е., из всех самая настоящая Традиция, которая только создавалась, но не реформировалась. Традиция аскетики, Таинств, опыта различать истинную духовность от ложной. Традиция, в которой опыт апостолов, первых исихастов и Печерских старцев 20-ого века одинаково фундаментальный, глубокий, и точный.
Запад от той Традиции откололся, надломал хребет своему будущему. Православие просто продолжало идти Царским путем, а Запад сделал поворот и зашел в лабиринт, угодил людским амбициям и заблудился (от слова «блуд»). Католицизм это первая реформация. Последующие просто вытекают из первой. Запад это сплошные реформы и либерализация всего и всегда. Сжигать ведьм - это чисто материальный подход к проблеме. Сталин в этом плане был прозападный - нет человека, нет проблемы. А в Православии все иначе. На окаянного в православии смотрят не как на преступника, а как на больного. Прогресс - это иллюзия, ибо материальные плоды не гарантия блаженства, устойчивой радости, духовного вдохновения, или терпения просто сносить эту невыносимую жизнь. Прогресс не доказывает, какой сделан выбор - правильный или не правильный. Все ведь мы свидетели, что значит уповать на политику, идеологию, реформы, экономику, финансовую систему, демократию.
Это все только слова, манипуляция, симуляция истины. А Истина только Одна - Христос. Если не верите в Бога, то хоть Достоевскому доверяйте. Это специально для русских людей.
- Вы являетесь автором песни Visu Latvijai, является ли это совпадением с названием аналогичной партии («Все – Латвии»)?
- Я патриот своего Отечества. Так меня учит моя вера. Патриотизма учусь у православных русских России. И в России, и в Латвии собственными руками губят патриотизм. Латвию за 20 лет разграбили и уничтожили латыши. В России то же самое - грабят русские. Вот и вступился за тех, которые более радикально отважились заступиться за свой народ. Да, они националисты и не очень любят специфической политикой созданных оппозиционеров, которые притворяются защитниками прав национальных меньшинств. Как слишком правые националисты, так и слишком левые русофилы - это две крайности одной политической игры.
Я выступаю за то, чтобы вдохновить русских, и дать им шанс стать свидетелями своего собственного Латвийского патриотизма. Тут ведь похоронены их отцы и деды. Значит, тут их Отечество. Я за патриотизм всех в Латвии живущих людей. Но если в хаосе искусственно созданных конфликтов мне надо делать выбор, я выбираю своих, т.е., латышей, которые стоят за мою нацию, за латышский народ. Visu Latvijai - моя песня, которую я специально писал для этих молодых националистов. Обычно я не пишу гимнические тексты и мелодии. Но этот текст у меня остался от либретто к музыкальной драме Зигмара Лиепиньша «Вождь», про нашего великого политика и президента Карлиса Ульманиса. Да, он правил авторитарно, но без единого выстрела в спину или в лоб.
- А что значит, для вас быть патриотом своего Отечества?
- Быть патриотом значит любить свое Отечество (землю, где похоронены наши отцы, деды, прадеды…), не только свою нацию, но и ту нацию, для которой это единственная земля, единственное государство. И ничего, что молодое. И Россия тоже когда-то была молодым государством. Я русским владею хорошо. Даже на церковнославянском читаю свободно. Русскую культуру знаю не хуже своей. Националиста из себя не вытворяю и с русскими говорю на русском, не мучая тех, кому на латышском говорить трудно. Не делю страну на национальности, ибо это делают политики. Это же так просто - любить Латвию, быть русским, армянином, поляком, литовцем, евреем и быть патриотом Латвии. Жить в Латвии только как в общежитии России, смотреть только РУ.ТВ и своим президентом считать Путина или Лукашенко (на границе с Россией некоторые так считают), это несправедливо, нечестно.
Если бы русские любили Латвию, они бы и сами давно могли на основах энтузиазма обучать детей латышскому, дать им возможность открыть красоту нашей культуры. Мы же были за это благодарны и естественно за то уважали русских несравненно больше. Долгополову прощают многое и из за того, что он прекрасно владеет латышским.
- Тогда с этой точки зрения, расскажите, какая политика нужна этой стране, чтобы она стала богатой и процветающей? Как общественный деятель, какие изменения вы бы внесли в устройство государства?
- Разве не ясно, что моей стране нужно и что не нужно! Все то, что было последние 20 лет, не нужно. Все те политики не нужны. Они разбойники. Нужен хозяин или хозяева. Такие хозяева, которые смогут восстановить разрушенное хозяйство и производство. Но это никак не будет возможным, если сначала не покаемся и не вернемся к Традиции. Консервативные или традиционные ценности - это все пустые слова. В основе всего должна лежать Традиция, живой культ веры и очищения совести. Самое ценное в нашей культуре предки создали в те времена, когда практиковали свою веру, точнее, когда утром просили у Бога благословение, а вечером не забывали поблагодарить за все. И за беду. Красиво, что слово “победа” значит время после беды. Чтобы такое наступило, надо быть столь мудрым, чтобы и за беду поблагодарить. Ведь беды от того, что все делаем по своему, не по-Божьему.
Врут тут некоторые либералы, что латыши часть Западной культуры. Как православный уже спинным мозгом сознаю, что отношение наших предков с природой, со своей душoй и с миром иным пронизаны более Восточным духом. В народных песнях и стихах нет ничего Западного, реформистского, либерального. Все на базе живой Традиции, которую мозгами Запада и руками большевиков калечили и продолжают калечить.
Сейчас в этом государстве все чиновники рабы Евросоюза, МВФ, банков, НАТО и прочих структур. Они – чьи угодно слуги, но не людей, народа, которые тут с огромными усилием души терпят бесконечные комбинации «ГосГрабежа». Все вместе мы потеряли не только Латвию, но любовь и простое сострадание.
Я православный, люблю свою Церковь и народ такого сонма новомучеников и святых, каким является русский народ. Моя Церковь меня учит любить не только людей, но и свою Богом данную землю Латвию и свой народ. Уважаю православных патриотов России за их борьбу и отвагу. Их пример и школа моего патриотизма. Для латышей и русских – мое напутствие: невозможно разом спасти Латвию и шведские банки. Аминь.