Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Беженцы ищут лучшей жизни даже в Латвии

© коллаж ИноСМИлатвия
латвия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По сравнению с прошлым годом удвоилось количество нарушителей границы и искателей убежища. Однако это не свидетельствует о том, что в Латвии особо хорошо, и что она становится страной мечты, - просто в так называемых третьих странах обстоит еще ужаснее, а старая Европа, тем временем, более заботливо охраняет свое благосостояние.

По сравнению с прошлым годом удвоилось количество нарушителей границы и искателей убежища. Однако это не свидетельствует о том, что в Латвии особо хорошо, и что она становится страной мечты, - просто в так называемых третьих странах обстоит еще ужаснее, а старая Европа, тем временем, более заботливо охраняет свое благосостояние.

Предоставленная Пограничной охраной статистика географии показывает, что чаще всего за незаконное пересечение границы задерживаются граждане Демократической Республики Конго. Из 58 задержанных за шесть месяцев 26 были именно оттуда. Еще через Латвию в Европейский союз пытались попасть девять пакистанцев, пять камерунцев, по двое человек из Молдовы, Гвинеи и Бангладеш, по одному - из Ирана, Украины, Турции, Кот-д'Ивуа́ра, Того и других стран. Представитель Пограничной охраны Евгения Позняк рассказала, что в большинстве случаев для въезда используется железная дорога, реже – воздушное сообщение.

Если пограничники не обнаруживают поддельных документов, путешественники направляются вглубь Европы, где социальные гарантии намного заманчивее. В странах старой Европы климат лучше и общины иностранцев больше. Поэтому для ищущих убежища такая среда более привлекательна.

Но, когда в купе заходит пограничник, то чаще всего поступают по другому сценарию, а именно: просят убежище. На протяжении всего прошлого года пограничникам подано 64 запроса на убежище, а за шесть месяцев этого года – уже 112. Правда, статус беженца, который является зеленым светом для въезда в Европейский союз, предоставлен только трем персонам – из Киргизии, Палестины и Узбекистана. Альтернативный статус предоставлен в десяти случаях – прибывшим из Ирана и Афганистана.

Представитель Управления по делам гражданства и миграции Андрей Рябцев пояснил, что, в соответствии с так называемой Дублинской регулой, беженец должен попросить убежище в первой стране ЕС, границу которой он пересекает. Это значит, что планы проскочить через бедную Латвию в какую-либо благополучную страну шиты белыми нитками. Будучи пойманным в Германии, такой гражданин Конго будет отправлен в Латвию, а отсюда, по всей вероятности, - на терзаемую войной и голодом родину, к тому же, за деньги Латвии. Латвия заинтересована по возможности законно избавляться от несчастных приезжих из Демократической Республики Конго и из других таких же несчастных стран.

К примеру, в апреле суд Лудзенского района приговорил африканца, который незаконно въехал в Латвию, использовав поддельный бельгийский документ, к денежному штрафу в 2000 латов с выдворением из Латвийской Республики.

В свою очередь, Административный районный суд в марте отклонил просьбу об убежище некого жителя Конго. Священник протестантской общины в своей стране якобы подвергался преследованиям за критические высказывания о совершенных правительственной армией преступлениях. В  июле 2009 года в его дом вторглись солдаты правительственной армии и на глазах членов семьи изнасиловали мать. В Конго действительно чрезвычайно высокий уровень сексуального насилия, и ООН назвала это государство мировой «столицей изнасилований». В другом исследовании Конго называют также самой нестабильной страной мира. Но это не значит, что вырвавшихся из Конго жителей любезно ждут в более цивилизованной части света. И священнику сказали «нет», тем более, потому, что он, скорее всего, лгал суду. В решении можно прочесть, что, даже призвав на помощь посольство Франции в Конго, суду не удалось найти упомянутую заявителем публикацию в газете, в которой он разоблачал правительственных солдат и из-за которой теперь подвергается преследованиям. По всей вероятности, такой публикации вовсе не было, даже если изнасилование  действительно имело место. Газета Le Palmeres является лояльным по отношению к политике властей изданием, и вряд ли она опубликовала бы такие разоблачения. Просто житель Конго хотел убежать от нужды и насилия. Но это недостаточное основание, чтобы поспасть в Европейский союз – экономических мигрантов здесь не ждут. Хватает своих.

Директор Института социальных и политических исследований Латвийского университета Нилс Муйжниекс подтвердил, что Латвия пока является транзитной страной, из которой искатели лучшей жизни пытаются направиться дальше. «До сих пор у нас было преимущество, что об этой проблеме мы могли практически не думать. Но теперь ясно, что цифры  растут. Нам надо формировать миграционную политику», - считает бывший министр интеграции.

Подтверждение этого – волна нелегальной миграции, которая уже захлестнула другие страны. К тому же, в общем потоке все труднее отличить настоящего беженца  от экономического мигранта или даже от преступника. В особенности в регионе Средиземного моря в одной лодке с искателями убежища могут сидеть организаторы торговли людьми.

Профессор Муйжниекс отметил, что Латвия превратится из транзитной страны в конечную цель и потому, что другие европейские государства ужесточили свою политику в сфере предоставления убежища. Условия в восточных и арабских странах становятся тяжелее - люди бегут от войны и бедности. Они воспринимают любой сигнал о возможности изменить жизнь, в том числе и ложный. Так, в конце 2009 года Польша получила на свою голову 4000 искателей убежища из Грузии, поскольку неосторожно высказалась, что грузины любезно приглашаются в Европу. Разумеется, беженцев из Абхазии и Осетии никто не ждал, и их отправили домой. Среди запросивших убежище в Латвии тоже много грузин – в общей сложности 52. Но Муйжниекс прогнозирует, что большие проблемы Латвии доставят соседи. В Белоруссии развивается кризис, и первая волна миграции уже достигла России и Литвы. Достигнет и Латвии.

Перевод: Лариса Дереча