Лавры победителя внеочередных выборов в Сейм полагаются партии «Центр согласия» (ЦС), однако инициативу по формированию коалиции сейчас взяла на себя «Партия реформ Затлерса» (ПРЗ), которая получила второй лучший результат.
Хотя после прошедших вчера консультаций между силами правого блока может показаться, что очертания будущей коалиции начинают постепенно вырисовываться, в кулуарах говорят, по меньшей мере, о трех возможных моделях большинства в Сейме.
Вчера на встречу с «Партией реформ Затлерса» направились политики «Единства», а также «Вису Латвияй»-ТБ/ДННЛ. Несмотря на внешнее согласие, которое сейчас царит между тремя партиями латышского фланга, на практике может оказаться, что создать правое правительство будет отнюдь не так просто. Причиной этого могут стать большие амбиции ПРЗ, а также разногласия по наиболее подходящему кандидату на должность премьер-министра.
Также открытым остается вопрос о вовлечении национального объединения («Вису Латвияй»-ТБ/ДННЛ) в правительство, поскольку год назад, когда эта тема затрагивалась впервые, и Россия, и отдельные западные страны неофициально выразили опасения по поводу ущерба для репутации Латвии в случае вхождения таких радикальных сил в правительство.
Состоявшиеся вчера переговоры ПРЗ, «Вису Латвияй»-ТБ/ДННЛ и «Единства» закончились формальным многоточием. Политики ограничились давно известными вежливыми фразами: «Единство» и ПРЗ идеологически самые близкие силы и не видят препятствий для сотрудничества. Однако представители ПРЗ подчеркнули, что не будут просчитывать модели коалиции, пока не завершатся переговоры с другими партиями.
Тем временем, в кулуарах рассуждают, что «Единство», которое после внеочередных выборов, потеряет в Сейме 13 депутатских мест, это поражение воспринимает сдержанно, с удовольствием передавая бразды формирования коалиции в руки ПРЗ. Теперь именно новички должны будут определиться с тем, будут ли управлять Латвией в ближайшие три года левые силы или все же блок правых партий. Так как у ПРЗ и ЦС вместе в парламенте будет только 53 мандата (из 100 – прим. перев.), создание такой коалиции было бы весьма рискованным, потому что уже сейчас предполагают: если неопытные депутаты получат новые заманчивые предложения от других партий, фракция ПРЗ в Сейме может расколоться. Также альянс с ЦС может повредить репутации ПРЗ, потому что ранее эта партия обещала в первую очередь попытаться договориться с правым флангом, и было бы довольно трудно найти объяснение, почему ПРЗ все же сочло лучшим партнером левые силы.
Тем временем, ЦС пока выдерживает паузу. Будучи победителем на выборах, эта партия все же не пытается взять на себя инициативу в переговорах по созданию коалиции, хотя традиционно этим процессом руководит именно та сила, которая получает самую большую поддержку избирателей. Вместе с этим, хотя ПРЗ с потенциальными партнерами по сотрудничеству встретилась еще вчера, ЦС обещает начать переговоры только сегодня. В кулуарах говорят, что ЦС осознано может больше хотеть остаться в оппозиции, чем взять на себя сложные обязанности партии власти. Практика показывает, что, получив большое количество мест в парламенте, но, не взяв на себя никакой роли в управлении государством, перед партией открываются широкие возможности для демагогии, что всегда приводит к росту популярности. Именно такую стратегию ЦС реализовывал во время и 9-го, и 10-го Сеймов, получая с каждым годом все большее число сторонников.
Другие неофициальные источники сообщают, что на этот раз ЦС все же хочет работать в правительстве, поэтому уже в ночь выборов эта партия начала активные кулуарные переговоры с потенциальными партнерами. Одна из возможных моделей, которая позволила бы и ЦС войти в правящую коалицию, а ПРЗ избежать упреков в покидании правых сил, была бы коалиция трех партий в составе ПРЗ, ЦС и «Единства». У такого широкого союза было бы несколько преимуществ. Во-первых, он поддерживался бы 73 голосами в парламенте, обеспечив стабильность правительства. Во-вторых, на международной арене такая модель подтвердила бы, что политическая среда Латвии готова стать мультикультурным сообществом, которое больше не акцентирует различия между латышами и русскоязычными. То, что ЦС все же хочет оказаться у власти, подтверждает и внезапное заявление мэра Риги, лидера ЦС Нила Ушакова за день до выборов о признании факта оккупации, хотя ранее эта тема вызывала у ЦС неловкое замешательство. Напомним, что «Единство» в свое время выдвинуло постулат: оно будет сотрудничать только с теми силами, которые признают факт оккупации Латвии.
Перевод: Лариса Дереча