Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Декларации от 12 мая 2005 года об осуждении советской оккупации Сейм призвал Россию продолжить репатриацию российских военных и членов их семей в соответствии с заключенными латвийско-российскими международными договорами. Упоминание российских военных в этом документе не случайно. Именно армия юридического предшественника России – Советского Союза – была той силой, которая обеспечивала длительное существование коммунистического оккупационного режима в Латвии.

Вопреки собственной инициативе - на период полномочий новоизбранного Сейма ввести мораторий на вопросы истории - «Центр согласия» в декларацию нового правительства предлагает включить вывод о том, что в Латвии оккупантов нет. То, что Латвия длительное время была оккупирована, в декларации от 22 августа 1996 года признал Сейм Латвийской Республики. Было подчеркнуто, что независимость государства была уничтожена в 1940 году в результате оккупации и восстановлена 21 августа 1991 года.

В свою очередь, в Декларации от 12 мая 2005 года об осуждении тоталитарного коммунистического оккупационного режима СССР Сейм призвал Россию продолжить репатриацию военных Вооруженных сил Российской Федерации и членов их семей в соответствии с заключенными латвийско-российскими международными договорами. Упоминание российских военных в этом документе не случайно. Именно армия юридического предшественника России – Советского Союза – была той силой, которая обеспечивала длительное существование коммунистического оккупационного режима в Латвии.

Управление армии СССР в Латвии началось вместе с оккупацией. Уже 11 июля 1940 года для удержания Балтии в подчинении был создан специальный Прибалтийский военный округ Красной армии (позже - Советской армии) с центром в Риге. В связи с нахождением центра округа в Риге Латвии было уготовано судьбой на долгие годы отдать свою землю для гипертрофированного размещения военных объектов. Коммунистическая партия Латвии и формальная исполнительная власть ЛССР – Совет министров - не решали, размещать или нет военные объекты. Они не могли также контролировать деятельность Прибалтийского военного округа. Упомянутое – лишь одно из доказательств, что ни местная компартия, ни правительство не управляли советской Латвией.

Единственно из-за Красной армии оккупационный режим мог укрепиться в 1940 году и ликвидировать латвийскую армию. Единственно благодаря военному превосходству оккупационный режим в Латвии мог выжить после Второй мировой войны, когда в 1945-1946 году против него боролись более 10 000 латвийских национальных партизан.

В начале 1992 года в Латвии находилось, как минимум, 60 000 военных Советской армии. Они считались оккупантами, потому что осуществляли военное управление страны-оккупанта в Латвии. В результате сложных латвийско-российских переговоров большая часть российских военных была выведена из Латвии. 30 апреля 1994 года правительства Латвийской Республики и Российской Федерации подписали соглашение о социальной защите живущих на территории Латвийской Республики военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей. Соглашение позволило уволенным на пенсию 22 320 офицерам беспрепятственно жить на территории Латвии, если они этого хотели. Похоже, нигде не упомянуто точное количество оставшихся сейчас в Латвии офицеров, которые непосредственно реализовывали оккупацию.

Никак иначе, как оккупантами нельзя назвать и ввезенных из Советского Союза в Латвию в 1944-1945 годах работников комиссариата внутренних дел и безопасности СССР, которые создали в Латвии репрессивные учреждения.

Отдельная группа лиц – это прибывшие в Латвию в результате оккупации СССР гражданские лица - направленные на заводы или просто искатели лучшего уровня жизни. Им латвийское государство дало возможность натурализоваться и стать полноценными гражданами Латвии. Сейчас в Латвии до си пор 319 267 неграждан, которые не получили статус гражданина.

Резкое отрицание наличия оккупантов может свидетельствовать о желании «Центра согласия» добиться смягчения позиции нового правительства по вопросу оккупации Латвии. Признав, что оккупантов нет, сомнительным на международном уровне становится и сам факт оккупации, потому что оккупацию невозможно реализовать без оккупантов. Тогда легче выполнимыми становятся и другие  возможные дальнейшие цели «Центра согласия» - автоматическое предоставление гражданства негражданам и введение русского языка как второго государственного языка. Вместе с этим будет достигнут официальный статус русского языка в Европейском Союзе и большее влияние в Европе партнера «Центра согласия» по договору – «Единой России».