В мае 2009-го года Белоруссия приняла участие в церемонии инаугурации программы «восточное партнёрство» в Праге. Перед этим, в октябре 2008-го, был снят запрет на въезд в Европу президенту Александру Лукашенко и некоторым членам его правительства. Евросоюз отнёсся с поддержкой к движению Белоруссии в сторону изменения ситуации в стране и её улучшения, в особенности — в сторону освобождения политических заключённых.
Спустя шестнадцать месяцев после этого оказалось, что ситуация только ухудшилась. Вновь начались нападки на представителей оппозиции, неправительственные газеты и веб-сайты, а в финале — смерть (видимо, насильственная) основателя «Хартии-97» Олега Бебенина. Тайная полиция нападает на молодых активистов, преследует их. Несколько человек исключили из университетов, в том числе — Татьяну Шепутскую, присутствовавшую на ноябрьском форуме гражданского общества политики «восточного партнёрства» ЕС.
Лукашенко подготовил указ номер 60, согласно которому усиливается государственный контроль над деятельностью в сети Интернетом, что, по мнению верховного представителя ЕС Кэтрин Эштон, было «шагом в неправильном направлении». Две политические партии — «Наша весна» и Христианско-демократическая — неоднократно получали от властей отказ в регистрации. Форум «Говори правду», возглавляемый белорусским поэтом Владимиром Некляевым, стал главной жертвой деятельности КГБ.
Эти события связаны с двумя взаимосвязанными проблемами: предстоящими 19 декабря президентскими выборами и ужасным ухудшением отношений между Белоруссией и Россией. Ещё до объявления даты проведения выборов лидеры оппозиции радостно обещали выдвинуть свои кандидатуры. Возможно, некоторые кандидаты договорятся объединить свои силы, став общим выбором демократических сил, как это сделал в 2006-м году Александр Милинкевич, представлявший оппозицию на выборах, но нет никакой уверенности, что в этот раз будет выдвинут единый кандидат.
Лихорадочное поведение оппозиции объясняется тем, что Москва отказалась от своей роли гаранта победы белорусского президента. Все признаки говорят о том, что русским нужна смена режима в Белоруссии.
Раскол начался с «газовой войны», разгоревшейся шесть лет назад, а этим летом вспыхнувшей снова, когда Россия потребовала выплаты долгов за газ. В 1990-х годах Белоруссия приобретала российский газ по дотационным ценам и немедленно перепродавала его на мировом рынке, получая существенную прибыль. В январе 2007-го года стороны подписали договор, согласно которой в собственость «Газпрома» к 2011-му году передавалось 50 процентов белорусской газотранспортной компании «Белтрансгаз».
Президент Лукашенко яростно выступал против, утверждая, что Россия предала партнёрские отношения, установленные во время Великой Отечественной войны. Он требовал повышения платы за тразит и отметал любую попытку России консолидировать свои стратегические партнёрские отношения с Белоруссией.
Из-за этого Белоруссия отказалась признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Также Белоруссия затягивала вступление в таможенный союз с Россией и Казахстаном — на последнем саммите Лукашенко отказался участвовать в этой затее. Он часто делал из Евросоюза противовес влиянию России на его страну, так, в ноябре прошлого года изоляция Белоруссии в Европе кончилась — страну посетил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и сказал президенту, что, судя по результатам выборов — «белорусы любят вас».
Этим летом на российском телевидении был показан документальный фильм о Лукашенко «Крёстный батька». Его темой стали исчезновения лидеров оппозиции в 1999–2000-м годах, а белорусского лидера авторы фильма изобразили поклонником Адольфа Гитлера. Лукашенко ответил на это, вступив в открытый диалог с грузином Михаилом Саакашвили, политиком, которого больше всего ненавидят в Москве.
С апреля этого года Лукашенко укрывает у себя свергнутого президента Киргизии Курманбека Бакиева — в апреле в Бишкеке произошёл переворот (при открытой поддержке Москвы). Российские власти впали в бешенство и теперь хотят смены руководства в Белоруссии, хотя кандидатов на замену пока не выбрали. Некоторых лидеров оппозиции приглашали в Москву, и теперь они включили улучшение отношений с Россией в свои предвыборные платформы в качестве одного из ключевых пунктов.
«Последний диктатор Европы» Лукашенко испытывает серьёзнейшее давление, усугубляемое огромным долгом его государства перед Россией. Из-за недавних гонений он по большей части лишился поддержки Европы, а в Москве его перестали считать надёжным партнёром. Рейтинг популярности его в Белоруссии составляет порядка 33 процентов, чего недостаточно для победы в первом туре на честных выборах. Безусловно, в Белоруссии наступили неспокойные времена. Историческое стечение событий создаёт возможность для подлинных перемен в стране, пусть даже исход пока остаётся неопределённым.
Дэвид Марплз — профессор Университета Альберты и президент Североамериканской ассоциации изучения Белоруссии