Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кибертирания непобедима

facebook twitter
facebook twitter
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интернет и связанные с ним технологии не будут способствовать краху авторитарных режимов и не помогут распространить демократию по всему миру. К примеру, почему мало кто на Западе распространял информацию о волнениях после выборов в Белоруссии в социальных сетях? Потому что мало кто на Западе вообще думает о Белоруссии.

Морозов рассказал Russia Profile о той роли, которую сыграл интернет во время недавних выборов в его родной Белоруссии, и о том, как WikiLeaks будет влиять на представления западных политических руководителей о силе и власти всемирной паутины.

Евгений Морозов – уроженец Белоруссии, блогер, журналист и писатель. 4 января этого года он опубликовал свою первую книгу «Сетевые иллюзии». В ней автор оспаривает представление о том, что интернет и связанные с ним технологии будут способствовать краху авторитарных режимов и помогать распространению демократии по всему миру. Выражая сомнения по поводу шумихи, раздутой в средствах массовой информации о роли сети микроблогов Twitter в иранских протестах 2009 года, и разглагольствований целого ряда ведущих американских политиков, он размышляет о том, как авторитарные режимы уже сегодня манипулируют интернетом и что они будут делать дальше.

«Я начал участвовать в блогосфере и новых СМИ, когда присоединился к пражской неправительственной организации Transitions Online. Это было примерно в 2006 году, - говорит Морозов. – Два с половиной года я был у них директором новых СМИ, обучая блоггеров, активистов и журналистов на постсоветском пространстве»

По мнению Морозова, интернет оказал незначительное воздействие на ход прошедших недавно в Белоруссии выборов. «Я думаю, большой роли он не сыграл, - отмечает он. - Мы не знаем, какую роль он мог бы сыграть, ибо доступ к некоторым вебсайтам был невозможен, так как в день выборов не работал протокол https, который необходим для таких услуг как электронная почта».

Наше издание, освещавшее в Минске декабрьские выборы, убедилось в этом на собственном опыте. Поскольку электронная почта была недоступна в течение как минимум двух дней, материалы приходилось пересылать через Skype. Пострадали также и сайты социальных сетей, такие как Facebook и Twitter.

Но ключевой момент утверждений Морозова заключается в  том, что степень воздействия социальных сетей на протестное движение была переоценена. На его взгляд, вопреки громким заявлениям в СМИ, Twitter сыграл незначительную роль в общественных волнениях в Иране в 2009 году. «Не думаю, что Twitter сыграл важную роль в разжигании протестов в Иране в 2009 году, - говорит Морозов. – Да, он сыграл определенную роль в их освещении – не в последнюю очередь по той причине, что многие люди в западных странах с готовностью распространяли в сети то, что приходило из Ирана»

Морозов считает, что аналогичное явление отсутствовало во время недавних выборов в Белоруссии по одной простой причине. «Почему этого не произошло в Белоруссии? Ответ прост: прежде, всего, мало кто на Западе вообще думает о Белоруссии».

Но хотя интернет не стал грозным оружием в арсенале белорусской оппозиции, это отнюдь не означает, что авторитарные режимы всего мира не пользуются теми преимуществами, которые он предлагает.

Активист, общающийся в Facebook, пользуется этой платформой для распространения своих взглядов как дома, так и за границей. Но если власти решат подавить эту деятельность, они подвергнут опасности всех друзей это активиста по Facebook. Раньше информацию о связях и контактах получить было гораздо сложнее, и ее часто добывали с применением силы. А теперь она вполне доступна любому, обладающему элементарными навыками работы в интернете. По словам Морозова, такая тактика частично использовалась и во время волнений в Иране в 2009 году. Активистов вычисляли по размещенным в сети фотографиям, а иранцев, живущих за границей, предупреждали при помощи текстовых сообщений, что их протесты могут привести к неприятным последствиям для родственников, проживающих в Иране.

Цифровая слежка обходится намного дешевле, и осуществлять ее гораздо проще, чем при использовании традиционных методов. Она также разрушает «человеческий фактор» в том плане, что работающие на власть люди могут начать сочувствовать тем, за кем они следят целыми днями.

Тесные связи между западными компаниями высоких технологий и американским правительством могут также вызвать обвинения в государственном контроле и вмешательстве в дела иностранных государств. Так, Twitter по просьбе одного из государственных руководителей США отложил техническое обслуживание своего сайта, которое должно было пройти во время протестов в Иране.

После того как Морозов написал свою книгу, сайт WikiLeaks и его основатель Джулиан Ассанж стали причиной масштабных дискуссий о роли интернета, и теперь многие задаются вопросом: какое долговременное воздействие это окажет на представления политических руководителей о значимости всемирной паутины. Морозов утверждает, что сами по себе разоблачения WikiLeaks окажут незначительное воздействие на взгляды западных политиков на интернет. Однако феномен WikiLeaks приведет к тому, что политические руководители будут намного больше обеспокоены потенциальным влиянием мировой сети.

«Тот факт, что произошла утечка информации и что после ее обнародования скрыть данную информацию было крайне трудно, конечно же, заставит политических руководителей – особенно в США – больше беспокоиться по поводу интернета», - говорит Морозов.

«Думаю, что власти начнут осуществлять более жесткую политику в вопросах анонимности в интернете. Кроме того, тот факт, что Министерство юстиции преследует сегодня некоторых сторонников WikiLeaks, может оказать устрашающее воздействие на многих интернет-пользователей. Поэтому данные события сами по себе будут носить негативный характер», - отмечает он.

Экстрадируют Джулиана Ассанжа в США или нет? И как с ним будут обращаться в Америке в случае экстрадиции? Ответы на эти вопросы позволят в некоторой степени понять, как американские власти намерены относиться к людям, использующим интернет для раскрытия компрометирующей информации.

Морозов также высказывает интересную мысль по поводу России, которая способна заинтересовать тех, кто следит за событиями в этой стране. Он считает, что наряду с государственной цензурой в России будет увеличиваться число и влияние таких вебсайтов как Russia.Ru, которые прежде всего носят легкий развлекательный характер с небольшим вкраплением пикантных новостей проправительственной направленности. Опровергая сложившиеся стереотипы мышления, заключающиеся в том, что для превращения граждан в борцов за демократию нужна лишь свобода информации, Морозов заявляет, что люди во всем мире пользуются интернетом с одинаковыми целями: чтобы пообщаться, узнать, как похудеть, или завести романтические знакомства.