Как и было обещано ранее, в последний день января Европейский союз решил запретить въезд в страны-члены и страны-партнеры блока белорусскому диктатору Александру Лукашенко и еще 155 лицам, связанным с жестокой расправой над людьми, которые протестовали, когда 19 декабря прошлого года были объявлены предварительные результаты «выборов» президента Белоруссии. На них Лукашенко победил, получив, по официальной версии, почти 80% голосов. Для создания мнимой достоверности вполне хватило бы 60-65%. Милиция задержала более 600 человек. Примерно тридцать находятся под арестом до сих пор. Части из них может быть предъявлено обвинение в организации массовых беспорядков, а за это можно получить даже 15 лет заключения.
Аналогичная ситуация была в марте 2006 года, когда Лукашенко стал президентом Белоруссии в предыдущий раз. Правда, тогда протестовавших было меньше, и действия против них были не такими дикими. Санкции коснулись самого Лукашенко и еще почти 40 высокопоставленных чиновников. Так же, как и сейчас, тогда санкции ввел не только ЕС, но и США. Запрет на въезд в страны ЕС идет в комплекте с блокированием банковских счетов – если они есть. Неофициально упоминается, что состояние Лукашенко достигает 9 миллиардов долларов США. Необходимо добавить, что санкции не относятся к членам семей тех, на кого они распространяются. Известно, что запрет на передвижение не касается вице-премьера правительства и министра иностранных дел Белоруссии – чтобы сохранить возможность контактировать.
Как и у любого другого диктатора, у Лукашенко тоже одна большая цель – сохранить власть, и для ее достижения никакая цена не является слишком высокой. Как бы там ни было, но политическая интуиция у Лукашенко безупречна. Он всегда чувствует, к какой стороне света надо повернуться лицом. Более десяти лет он кормил Россию рассказами о реальном создании единого государства, получая взамен дешевые энергоресурсы. Когда Москве эта ситуация надоела, начались газовые и даже молочные войны.
Лукашенко повернулся лицом к ЕС, выразил готовность активно включиться в программу «Восточное партнерство». Взамен в 2008 году он получил приостановку режима санкций. В действительности, произошел возврат к уже существовавшему положению. Добавим, что ЕС даже не потребовал проведения повторных президентских выборов в Белоруссии, а возможные экономические санкции обсуждались без энтузиазма.
Еще не опубликован список тех лиц, на которых распространяются санкции, но, очевидно, уверена в своем месте в нем председатель Центральной избирательной комиссии, которая уже успела сказать, что это будет «расстрельный список». В прошлый раз оказавшиеся в «черном списке» чиновники публично не отреагировали на это.
Официальный Минск на решение ЕС отреагировал заявлением МИДа, в котором содержатся жалобы как на неуважение воли белорусского народа, так и на двойные стандарты и дискриминацию. Окончание у этого заявления получилось полным надежды: «Мы за укрепление партнерских отношений с Европейским союзом». Непохоже, что в ближайшее время в этом направлении предвидится прогресс, но так сказано.
ЕС не мог сделать вид, что не знает о том, что случилось в Минске после выборов, в свою очередь, Лукашенко получил предлог для более тесной интеграции с восточными соседями. Россия, думается, не упустит появившуюся возможность захватить в более тесные объятия «младшую сестру». Есть одна вещь, которая позволит достаточно четко определить, каким будет успех России. Все прежние усилия России добиться, чтобы Белоруссия признала государственную независимость Абхазии и Южной Осетии, не принесли желаемого результата. Для Лукашенко этот вопрос был горячей картофелиной. Независимость обоих сателлитов признало всего несколько государств мира, и это, возможно, самая большая внешнеполитическая неудача Путина.
Необходимо отметить, что этого не сделала ни одна страна СНГ. Станет ли Белоруссия первой?
Не нужно предаваться иллюзии, что санкции повлияют на внутриполитическую ситуацию в Белоруссии, приведут к либерализации режима Лукашенко. Сейчас режим «батьки» в Белоруссии достаточно стабилен, демократия ему не нужна, и слишком слабы силы, которые готовы требовать ее.
Перевод: Лариса Дереча