Минск подозревается в поставках военного оборудования в Ливию накануне подавления выступлений оппозиции. Специалисты Стокгольмского международного института исследования проблем мира утверждают: 15 февраля, когда в Бенгази начались массовые волнения, транспортный самолет вылетел с военной базы в Барановичах и приземлился в аэропорту города Сабха.
Напомним, 27 февраля Совет безопасности ООН принял резолюцию по Ливии, предполагающую полный запрет на продажу оружия. Эксперты считают, что бортом в Ливию могли отправиться специалисты по обслуживанию военной техники, а вот недостатка в вооружении режим Каддафи не испытывает.
После распада СССР на территории Белоруссии остались огромные запасы вооружений Белорусского военного округа, которые не исчерпаны до сих пор. Со временем также было налажено производство собственного оборудования – системы ПВО, тягачи для стратегических ракет и т.д. Однако Министерство обороны Белоруссии категорически опровергает возможность теневых поставок военной техники в горячие точки, включая Ливию. В ведомстве утверждают, что в этой сфере создана эффективная система экспортного контроля и «сомнительных» обходных путей никто не ищет.
Эксперт в военной сфере Александр Алесин не думает, что Ливия испытывает необходимость в вооружении. По его сведениям, еще в начале 1990-х Москва поставила Триполи более четырех тысяч единиц бронетехники, 350 боевых самолетов, подводные лодки и корабли, большое количество зенитно-ракетных комплексов. И это без учета автоматов и пулеметов. А вот в специалистах, которые могли бы обслуживать весь этот арсенал, потребность достаточно высокая:
– Военной техники у Каддафи в избытке, потому предположить, что один рейс Ил-76 грузоподъемностью 40 тонн может доставить в Ливию много чего, весьма трудно. Что же касается технических специалистов (а рейс выполнялся 15 февраля, до принятия санкций), то не исключено, что по ранее заключенным контрактам белорусские специалисты могли быть туда направлены для ремонта авиационной или другой боевой техники, а потом отправлены обратно – вот и вся разгадка этих загадочных рейсов из Ливии.
По некоторым сведениям, 25 февраля в национальном аэропорту «Минск» приземлился самолет Dassault Falcon 900EX с бортовым номером 5A-DCN. Выяснилось, что это один из трех личных самолетов Муамара Каддафи. По данным наблюдателей, борт вернулся в Триполи в первой половине дня 27 февраля. Возникли разные версии того, зачем Каддафи направлял самолет в Минск. По мнению Александра Алесина, таким путем в Минск могли вернуться белорусские военные специалисты, но с учетом теплых отношений между лидерами Белоруссии и Ливии, не исключалась возможность и того, что Каддафи доставил в Минск свой «золотой запас» или же переправил в надежное место семью.
Может ли ливийский лидер получить покровительство Александра Лукашенко, учитывая, что другой опальный политик, экс-президент Киргизии, Курманбек Бакиев, почти год скрывается от киргизского правосудия в Белоруссии? Вот что по этому поводу думает политолог Андрей Федоров:
– Можно только гадать, но, исходя из того, что Белоруссия в свое время приняла Бакиева после схожих событий в Киргизии, на 100 процентов исключать такую возможность, наверное, нельзя. Хотя я, честно говоря, в него не очень верю, потому что события в Ливии вызвали гораздо более негативную реакцию мирового сообщества. Так откровенно подставляться, тем более, после того, что произошло в Белоруссии после 19 декабря, белорусским властям, наверное, нецелесообразно.
Кроме того, недавно появились сообщения, что на стороне ливийского лидера якобы воюют белорусские наемники. В этой связи МИД Белоруссии заявил, что против страны проводится деструктивная информационная атака: «Сначала выдумали белорусских наемников, потом изобрели приземление в Минске самолета с золотом и бриллиантами из Ливии. Главным оружием противников Белоруссии становятся ложь и клевета», – говорится в распространенном заявлении.