На чемпионате мира по хоккею сборная Белоруссии хотя и сохранила место в элите, но финишировала среди 16 участников лишь 14-й. По ходу турнира Александр Лукашенко так оценил ситуацию: «Полный бардак! Команды нет, дисциплины нет. Позориться таким образом недопустимо. И это не только хоккей». С этими словами можно было бы полностью согласиться, если бы не одно «но»: разве в ряде других отраслей положение намного лучше?
Результат, показанный сборной в Словакии, естественно, не ахти — особенно в свете тех ожиданий, что возлагались на дружину Эдуарда Занковца. Однако он вполне объективен и в принципе отражает то место, которое занимает белорусский хоккей в мировой табели о рангах.
Конечно, не проиграй наши в овертайме французам, нервотрепки «релегейшн-раунда» можно было бы избежать. Но выше 9-го места сборная все равно вряд ли поднялась бы — белорусская команда, в которой нынче происходит смена поколений, не сильнее норвежской дружины. И уж тем паче американской или шведской сборных. Поэтому все закономерно: вылета из элиты белорусы не заслуживали. Но не заслуживали и четвертьфинала. Оттого существенной разницы — 9-е место или 14-е — по большому счету, нет.
Иной вопрос, что в матчах против Швейцарии, Франции и Латвии белорусы показали на редкость беззубую и невнятную игру. Почему так случилось, тренерский штаб сборной, надо полагать, разберется.
Опять же, как утверждал Владимир Ульянов-Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Так не бывает, чтобы в переживающей непростые времена стране в одной отдельно взятой области приложения сил все было, выражаясь молодежным сленгом, «в шоколаде». Зрелище, безусловно, способно помочь забыть о хлебе насущном. Но лишь на какой-то, обычно, непродолжительный период. Недаром еще древнеримские плебеи требовали от цезаря того и другого одновременно. Правда, в наши дни сатирик Виктор Шендерович остроумно пересмотрел насчитывающий более двух десятков веков лозунг: «А что, римляне, буханка хлеба вам еще не зрелище?»
И снова об Ульянове-Ленине. Общеизвестно, что «литературно» он был весьма плодовит — статьи «щелкал», будто косточки из компота, как говаривал по иному поводу Глеб Жеглов в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя». Полное собрание сочинений вождя мирового пролетариата и организатора октябрьского переворота 1917 года состоит — страшно подумать — из 55 томов! В одном из них где-то упокоилась ленинская работа «Лев Толстой как зеркало русской революции», перефразированное название которой послужило заголовком этого материала, подводящего итоги выступления нашей национальной команды на 75-м чемпионате мира по хоккею.
Точнее — той оценке, которую, не дожидаясь окончания турнира, дал сборной Александр Лукашенко, проводивший 5 мая совещание по вопросу государственной поддержки физкультуры и спорта: «Это что за выступление команды на чемпионате мира? Мы ведь туда деньги вбухали немалые! Где результаты? Что вы показываете на чемпионате мира, какое там мастерство? Полный бардак! Команды нет, дисциплины нет. Позориться таким образом недопустимо. И это не только хоккей. Но этому виду спорта мы уже уделили внимания столько, что больше и не придумаешь».
На попытку председателя ФХРБ Евгения Ворсина, перво-наперво извинившегося «за невразумительное выступление белорусской сборной в Словакии», объяснить причину неудачи процессом омоложения состава, Лукашенко отрезал: «Бездельники! Я немножко, чуть-чуть в спорте разбираюсь и вижу: главная причина такой игры в том, что физически не готовы. А вы мне рассказываете о смене поколений. Ни желания там нет, ни мастерства, ни дисциплины, ни порядка! Не видно ни игроков, ни тренеров».
Этот жесткий тон во многом справедлив. Однако возникает вполне резонный вопрос: неужели в стране нынче все настолько замечательно, что у главы государства нет иных забот, кроме как чихвостить в хвост и в гриву хоккеистов?
А с другой стороны, проще обрушиться с критикой на игроков и тренеров сборной, нежели четко сказать, когда, например, в надежде легально купить валюту люди перестанут дневать и ночевать возле обменных пунктов; или когда в магазинах перестанут расти цены со скоростью курьерского поезда…
На совещании 5 мая Лукашенко также отметил, что «пришла пора менять систему государственной поддержки спорта. Причем в таком направлении, чтобы она стимулировала инициативу, предприимчивость, а не иждивенчество. Жировать за казенный счет недопустимо. Вкладываемые средства должны давать адекватную отдачу».
Золотые слова! Но разве, скажем, в отечественном сельском хозяйстве или экономике в целом ситуация намного лучше? Ведь за тот добрый десяток лет, в течение которого Белоруссия получала по льготным ценам российские углеводороды, наверное, можно было перевести экономику на рыночные рельсы, а не строить сомнительный «рыночный социализм», обещая среднюю зарплату по стране, эквивалентную 200, 300, 500 долларам США…
Иными словами, эти российские преференции преимущественно проедались. Миллиардные кредиты, полученные от зарубежных стран и МВФ, в массе своей, похоже, постигла аналогичная участь.
Так чему удивляться, что «господдержка порой ложится в карманы отдельных руководителей клубов в виде необоснованно огромных зарплат и премий, а не работает на спортивные результаты. Транжирятся бюджетные средства и за счет раздувания бюрократического аппарата в организациях»… Вот и получается, что в подавляющем большинстве клубов минимум половина средств, полученных в том числе и в качестве господдержки, уходит на заработную плату. В результате на развитие команды, модернизацию инфраструктуры, детский спорт и т.д. остается мизер.
Поэтому можно сделать вполне логичный вывод: спорт вообще и хоккей в частности — это отражение белорусской экономики, её зеркало в миниатюре. А пенять на зеркало, по меньшей мере, наивно.
И последнее. На том совещании Лукашенко заявил, что в составе белорусского полпреда в Континентальной хоккейной лиге должно выступать максимум шесть легионеров, а минским «Динамо» и «Юности» целесообразно провести в конце сезона матч, победитель которого и будет выступать в КХЛ, поскольку два клуба государство не потянет. Правда, как это будет выглядеть на практике, не сказал. Зато президент КХЛ Александр Медведев отметил, что «довольно смутно представляет, как это будет осуществляться юридически».
Идея дополнительного поединка за право играть в КХЛ, между прочим, не нова — ее ранее уже озвучивал Михаил Захаров. Более того, 6 февраля 2010 года на пресс-конференции главный тренер «Юности», который тогда, напомним, возглавлял и сборную Белоруссии, отвечая на вопрос, считает ли он, что в сезоне-2010/11 вместо минского «Динамо» должна играть руководимая им команда, без тени смущения сказал: «Конечно, чего «Динамо» мучиться? Думаете, следующий год что-то даст? Ничего не даст, потому что нет системы…»
Захаров ошибся в своих прогнозах. В третьем чемпионате КХЛ минское «Динамо» под началом чешского специалиста Марека Сикоры сумело пробиться в плей-офф, где в первом раунде уступило победителю Западной конференции ярославскому «Локомотиву» лишь в семи матчах.
Теперь о легионерах. Если КХЛ примет решение ввести лимит на их число и в нероссийских клубах, то этому вердикту, разумеется, придется подчиниться и минскому «Динамо». Или «Юности», если виртуальный пока дополнительный матч станет явью. В противном случае ограничение числа сильных — именно сильных — иностранных игроков не принесет, на мой взгляд, белорусскому клубу пользы.
Во-первых, болельщик идет на хоккей для того, чтобы «вживую» увидеть звезд — пускай даже тех, чья карьера близится к закату. Белорусский зритель заполнял «Минск-Арену» не только для того, чтобы поддержать любимую команду (хотя это — прежде всего), но и посмотреть на игру Алексея Яшина, Сергея Федорова, Павола Демитры, Мирослава Шатана, Карела Рахунека, Нико Капанена, Сандиса Озолиньша и иже с ними. Недаром минское «Динамо» — лидер лиги по посещаемости домашних матчей. Правда, невысокую цену на билеты тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Обратный пример — недавний спарринг сборных Белоруссии и Чехии, на котором «Минск-Арена» оказалась полупустой. Естественно, свою роль сыграл товарищеский статус встречи. Кроме того, в составах команд Занковца и Алоиза Гадамчика (полномочного чемпиона мира, на всякий случай), не было знаковых для болельщиков фигур типа Руслана Салея или Яромира Ягра.
Во-вторых, без двух пятерок сильных легионеров минскому «Динамо» (или «Юности») уготована незавидная доля прозябать в подвале турнирной таблицы, без реальных шансов на плей-офф. Если, к примеру, сборную Белоруссии образца 2011 года заявить в КХЛ в полном составе (понятно, без Михаила Грабовского и Андрея Костицына), то об участии в розыгрыше Кубка Гагарина можно забыть. Причем даже при трудновыполнимом условии, что получится вернуть в Минск всех игроков национальной команды, защищающих цвета других КХЛовских клубов.
Тем паче российские клубы — особенно те, что не больно ограничены в средствах — подписывают хоккеистов, предлагая им баснословные контракты, которые и не снились большинству игроков НХЛ. Так, по сообщению «Спорт-Экспресса», магнитогорский «Металлург» положил Сергею Мозякину 4 миллиона долларов в год, а омский «Авангард» — Антону Курьянову 9 млн. за три года … Остается только догадываться, на какие траты готов пойти новый председатель Совета директоров СКА нефтяной миллиардер Геннадий Тимченко, чтобы питерские армейцы наконец-то взяли Кубок Гагарина.
И как же бледно на этом фоне выглядит минское «Динамо», не рассчитавшееся полностью с Петром Сикорой… Да и у Петера Подградского тоже «зависли» немалые деньги. Кто после этого захочет ехать в столицу Беларуси?
Что делать? Выход видится один. Минскому «Динамо», наверное, следует найти спонсора(-ов), который(-ые) обеспечат клубу финансовую состоятельность и отказаться от господдержки. Такие люди (фирмы, компании, холдинги, банки) имеются — надо лишь тщательно и умело искать. Если не в Белоруссии, то за ее границами. В такой наднациональный проект, как минское «Динамо» в Континентальной хоккейной лиге, они наверняка согласятся вложить деньги. Но, скорее всего, при одном условии: независимая от государства клубная политика.
В конце концов, на совещании 5 мая Лукашенко констатировал: «Нечего вмешиваться в деятельность клубов. Есть клуб — пусть платят заработную плату такую, какую считают нужной. Чего нам туда вмешиваться?! Но если вы туда копейку или рубль положили, значит, вы имеете право спросить, где эта копейка или рубль».
А эту «копейку или рубль» — вложить в развитие белорусского хоккея, футбола, гандбола etc. Естественно, быстрой отдачи не будет. Но ведь когда-то надо начинать реформы. Быть может, именно спорт — и в частности, хоккей — станет катализатором преобразований и в экономике.