Александр Лукашенко недоволен тем, как работает обратная связь бизнеса и власти и намерен лично проследить за тем, чтобы предложениям бизнес-сообщества был открыт путь к тому, кто может принимать решения. Правда, вопрос, услышат ли чиновники предпринимателей даже после вмешательства главы государства, остается открытым?
Один из источников помех на линии власть-бизнес, по мнению Лукашенко — Совет по развитию предпринимательства. 10 мая во время посещения СООО «Хенкель Баутехник» под Заславлем Лукашенко пригрозил пересмотреть систему функционирования этой структуры.
«Я очень серьезно думаю, как модернизировать Совет по предпринимательству, который работает из рук вон плохо. Я думал, предприниматели напрямую будут вносить мне предложения, в том числе по совершенствованию законодательства, налоговой системы. Но такого нет. Поэтому настало время изменить принципы работы совета. В текущем году надо подумать, чтобы эта кухня завертелась, чтобы была обратная связь с предпринимательским сообществом», — подчеркнул Лукашенко.
Связано ли это с недавним «нецензурным» заявлением главы Совета Владимира Зиновского о 600 тысячах потерявших работу из-за валютного кризиса, или с тем, что глава государства оценил-таки потенциал малого бизнеса в интересах экономики, гадать не будем. Система продвижения предлагаемых бизнесом идей на самом деле барахлит. Зато чиновники умудряются продвигать свои часто сырые и неудачные идеи легко и непринужденно. Попытки бизнеса заблокировать «чудеса нормотворчества» часто заканчиваются ничем. Нередко о существовании таких «шедевров» бизнес узнает уже по факту.
По словам председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, эти изъяны надо устранять.
«Поступающие в Совет по развитию предпринимательства документы из правительства не всегда доводятся до предпринимательских структур. Кроме того, для обсуждения проектов в рамках Совета отводятся жесткие сроки. Таким образом, многие проекты нормативных актов не получают должной экспертной оценки. А предпринимательские структуры, которые аккумулируют большой объем проблемных вопросов, лишены возможности полноценно оппонировать правительству».
Далеко не все проблемы предпринимательства вообще получают огласку на Совете. Это подвигло бизнес-сообщество создать свою диалоговую площадку, чтобы попытаться отразить полную картину состояния бизнес-климата, а заодно предлагать свои решения для его улучшения.
Но и в этом случае чиновники часто переигрывают бизнес, либо отфутболивая прогрессивные предложения, либо просто их игнорируя. А кто запретит?
Так, например, в части налогового законодательства чиновники заблокировали возможность для многих предприятий работать по упрощенной системе налогообложения. Хотя все крупные предпринимательские объединения выступили за расширение границ применения «упрощенки», повысив с 1 до 12 млрд. рублей норматива годовой выручки. Кроме того, это изменение прописано в директиве №4.
Однако, как отмечают предприниматели, в проекте указа, подготовленном Министерством по налогам и сборам во исполнение директивы, нет ни слова об «упрощенке» и 12 млрд. рублей.
Многие другие предложения бизнес-сообщества постигла аналогичная участь. До сих пор малый бизнес не имеет широкого доступа к приватизации госсобственности. Максимум, чего смогли добиться субъекты хозяйствования, это получить право преимущественного приобретения находящегося в госсобственности имущества, арендуемого ими на протяжении не менее трех лет с рассрочкой платежа на 5 лет.
По словам предпринимателей, в текущем году в Минске лишь пяти предпринимателям-производственникам планируется продать арендуемые ими помещения, находящиеся в коммунальной собственности. Между тем в столице около 30 тысяч субъектов хозяйствования и малых предприятий. При таких темпах, как подчеркивают бизнесмены, приватизация растянется лет на пятьсот.
Безрезультатными пока остаются и попытки убедить власти в необходимости создания влиятельного антимонопольного органа для проведения открытой конкурентной антимонопольной политики. Продолжается и дискриминация в отношении доступа бизнеса к сырьевым ресурсам.
Председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко считает, что в складывающейся ситуации диалог бизнеса и власти нужно полностью менять.
«Ведь в подавляющем большинстве чиновников, как правило, абсолютно не интересует мнение малого бизнеса. Они что хотят, то и воротят, и только ставят перед фактом. Кого из чиновников, например, сегодня волнуют проблемы приобретения земли для ведения бизнеса, проблемы ипэшников с Червенского рынка, которых хотят выселить за город, проблемы мелкой розницы в областных центрах, которая загибается, потому что у нее отобрали право торговать тем, чем торгуют магазины? Когда нет самого элементарного — понимания со стороны чиновников, сложно о чем-то говорить и чего-то добиваться».
По словам Шумченко, результативность диалога власти и бизнеса и работы госорганов по улучшению бизнес-климата наглядно показал опрос предпринимателей, проведенный экспертами РОО «Перспектива».
Лишь 2% ИП положительно оценили деятельность органов власти в части улучшения условий бизнеса в 2010 году. Почти 44% опрошенных признали, что работа госорганов никак не повлияла на ведении бизнеса, а 54,3% оценили эту работу отрицательно. Кроме того около 90,1% предпринимателей не верят, что директива № 4 может существенно улучшить условия для бизнеса.
«Чтобы качественно изменить отношение бизнеса и власти, сегодня нужно восстановить доверие, которое чиновники просто разорвали как тряпку. Прежде всего, необходимо решить топовые проблемы предпринимателей: наемные лица, мелкорозничная сеть, штрафы, налоги проверки. А не действовать по принципу: как мы решили, так и будет», — констатировал Анатолий Шумченко.
Для создания эффективной диалоговой площадки с властью, по его словам, также необходимо создать агентство малого и среднего бизнеса.