Итак, белорусская «революция аплодисментов» лета-2011 уходит в историю. В минувшую среду впервые с начала сезона «сетевые революционеры» не трубили общий сбор.
Да, где-то в глубинке редкие энтузиасты по инерции вышли на площадь, а органы на автомате продемонстрировали хватательный рефлекс. Но в принципе — антракт. Или все же тупик — и эту пьесу пора снимать с репертуара?
В одну и ту же реку…
Эксперты дискутируют о шансах на вторую волну белорусской сетевой революции. По мнению медиааналитика и политического обозревателя Павлюка Быковского, в одну и ту же реку дважды не войдешь. «Полностью повторить формат уже вряд ли получится», — заявил он в интервью для Naviny.by. Так в свое время угасла мода на флешмобы после выборов-2006.
Другое дело, добавляет Быковский, что «старая» политическая оппозиция может освоить новые технологии мобилизации, приспособить их под свои цели, оснастить лозунгами, дополнить опытом управления, силой партийной дисциплины и т.д. Это, конечно, в идеале, так как большой вопрос — насколько старая гвардия способна перестраиваться, делать апгрейд самой себе.
Расхожим стало утверждение, что протестное ноу-хау очень даже может пригодиться в случае горячей осени с уличным выходом пролетариев. Хотя такой кумулятивный эффект не гарантирован по целому ряду причин, считает наш собеседник.
От себя подчеркну, что открыт, в частности, вопрос о степени долготерпения усредненного белоруса. Практика показывает, что он предпочитает приспосабливаться к очередной обдираловке. К тому же власть, скорее всего, попытается подсластить пилюлю, даже если придется напечатать сколько-то там вагонов банковских билетов.
По наблюдениям Павлюка Быковского, в рабочей среде недовольство обычно зреет к концу отопительного сезона, когда жировки особенно обременительны, а зима с чередой праздников съела запасы. Эксперты дружно сомневаются, что Народное собрание, намеченное на 8 октября инициативной группой, в которой видны ряд фигур традиционной оппозиции, совпадет с пиком возмущения работяг.
Наконец, не иллюзорна ли сама перспектива альянса битых волков традиционной оппозиции и молодых амбициозных архитекторов сетевой революции? Как известно, администратор «Революции через социальную сеть» (РЧСС) Вячеслав Дианов бросил объединительный клич, когда акции пошли на спад, а их вдохновители осознали недостаток опыта.
Сварят ли кашу онлайн- и офлайн-оппозиция?
По свежим комментариям оппозиционных политиков чувствуется, что иные затаили обиду на вдруг проснувшегося знаменитым администратора РЧСС. Тот ведь на пике акций, взорвавших политически мертвый сезон так, как и не снилось заслуженным оппонентам режима, позволил себе по отношению к последним несколько высокомерный тон.
Но дело даже не в обиде. Войти в такой совет сейчас, когда как минимум первый акт РЧСС закончен, а сюжет второго не придуман, — значит взять на себя ответственность за вероятные новые неудачи. А у статусной оппозиции шлейф неудач и так длинный.
И потом, поболтать в скайпе можно, но как вырулить на принятие решений? Опыт показывает, что старая оппозиция и в своем лагере найти общего языка не может. Драматичный пример — Площадь 19 декабря 2010 года, куда народ повели без плана, наобум лазаря. Цена разобщенности (это мягко говоря) оказалась страшно высокой.
Так вот, еще труднее представить себе, что сумеют сварить общую кашу офлайновая и онлайновая оппозиция — «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».
Наконец, над оппозиционными лидерами висит дамоклов меч, на что указал Владимир Некляев, который сам ходит с подвешенным приговором. Доселе классических организаторов у молчаливых протестов вроде как и не было (или — попробуй достань!). А стоит «засветить» список предложенного Диановым совета по координации протестов — и некоторым персоналиям конкретно светят наручники за организацию несанкционированных акций (а то и — тьфу-тьфу! — массовых беспорядков).
Политический аналитик Юрий Дракохруст обращает внимание на то, что представители РЧСС обратились за советом и заговорили о некой общей координационной структуре, когда движение пошло на спад, если вовсе не иссякло.
«Я думаю, что это не смена тактики, а просто уже личное позиционирование», — заявил эксперт в интервью для Naviny.by. Иначе говоря, вдохновители проекта РЧСС «занимают место в оппозиционной элите, которого они за прошедшую кампанию безусловно заслуживают».
Добавлю: вхождение создателей проекта в клуб титульной оппозиции может дать и негативный эффект. Ведь фишкой молчаливых протестов была именно самоорганизация масс (пусть в чем-то и мнимая). Молодежь гордилась: сами, без штабов, одээсов и конгрессов!
А теперь часть этой вольной публики принципиально не захочет «плясать под дудку». Как съязвил знаменитый блогер Виктор Малишевский, «сами понимаете, в стране обменять доллары — это только если без Нацбанка, акции протеста — если без оппозиции».
Ноу-хау будет востребовано
К слову, в Тунисе, Египте классической оппозиции, считай, вообще не было (в традициях арабских тиранов вырезать ее в буквальном смысле на корню). А ведь полетели тираны! И заварили кашу вроде как сетевики, блогеры всякие.
«Отчасти РЧСС и была навеяна опытом, а точнее образом опыта революций в Тунисе и Египте, которые окрестили фейсбук-революциями», — отмечает Юрий Дракохруст.
Добавлю: и все-таки там тиранов уделали далекие от интернета массы. Там была революционная ситуация, народ находился на пределе терпения, и потому из веб-искры возгорелось пламя.
У нас же через молчаливые среды, по словам Дракохруста, «в игру вступила новая группа активистов — а народ, по классику, безмолвствует, несмотря на действительно острый экономический кризис».
В общем, хоть тресни, а революционной ситуации в феноменально терпеливой синеокой республике пока нет. И потому сетовать, что «молчаливая революция» на сегодня угасла, просто неуместно. Скорее этот феномен достоин восхищения.
И уж безусловно надо снять шляпу перед гражданским мужеством юношей в очках и хрупких девочек, этих студентов и айтишников, чьи светлые, утонченные лица были особенно прекрасны, вдохновенны на фоне мрачных, злобных хапунов в прикидах а-ля гопота, с газовыми пшикалками и проводами из ушей. Вы видели эти построенные на контрасте ролики, ставшие хитами Байнета.
Это значит, что «жыве Беларусь», как бы ни пытался режим заморозить время, сделать в центре Старого света политически выжженную территорию с поголовно безропотным народонаселением, тупо жующим то, что бросят в кормушку.
Пропагандистские басни о сильной и справедливой власти теперь вызывают у креативных юных нонконформистов особый сарказм. Какая же она сильная, если чиновных обскурантистов колбасит уже от аккордов обретшей вторую жизнь здесь и сейчас песни Цоя «Перемен!»? Ну а совминовский апгрейд закона о массовых мероприятиях — это вообще абзац: карать собираются уже и за несанкционированное бездействие!
Впрочем, это не только реакция-постскриптум мудрых начальственных голов на нестандартную фронду нынешнего лета. Наверху понимают: это лишь цветочки. И готовятся к грядущим головным болям.
И ноу-хау молчаливых протестов, и сам их дух непременно будут востребованы. Сеть сегодня — как бикфордов шнур. Заряд же социального недовольства будет копиться, ибо хороших решений у власти уже не осталось, эту станцию она проехала.