Как показал скандал с арестом белорусского правозащитника Алеся Беляцкого, невольной соучастницей которого стала Литва, до недавнего времени между литовскими и белорусскими министерствами и ведомствами сохранялось теснейшее сотрудничество.
То, что Литва неровно дышит к Белоруссии, было очевидно еще при литовском премьер-министре Альгирдасе Бразаускасе, ныне покойном.
4 октября 2005 года в Вильнюсе состоялась его «частная» беседа с белорусским премьер-министром Сергеем Сидорским, участвовавшим в открытии выставки «Беларусь Экспо 2005» в литовской столице. Их встрече посвящена депеша посольства США в Вильнюсе, недавно опубликованная специализирующимся на масштабных утечках информации сайтом WikiLeaks.
Из датированного 7 октября 2005 года дипломатического донесения узнаем, что Литва подверглась решительной критике со стороны США и британского председательства в Евросоюзе за «нарушение запрета ЕС на министерские контакты с правительством Белоруссии». В ответ на критику МИД Литвы предоставил своим партнерам документ, являвшийся, по мнению временного поверенного в делах США в Литве Томаса Келли, чем-то между апологией и самооправданием.
В документе литовского МИД (его руководителем в то время был Антанас Валенис) содержатся достаточно любопытные сведения касательно интереса белорусских чиновников к литовской столице. В частности, говорится, что в Вильнюсе проживал сын белорусского министра иностранных дел Сергея Мартынова. «Белорусский министр иностранных дел доверительно обратился к литовским властям с просьбой о разрешении на работу для своего сына. Аналогичные запросы поступали от ряда других высокопоставленных чиновников, в том числе из МИД», — сообщали литовские дипломаты своим американским и европейским коллегам.
Кроме того, согласно документу литовского МИД, тогдашний госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Геннадий Невыглас проводил в Вильнюсе много своего свободного времени, «встречаясь с разными людьми и тусуясь в клубах и ресторанах». Будучи председателем Белорусской федерации футбола, он якобы был «особенно активен в кругах, связанных с футболом».
По словам литовских дипломатов, к литовским властям обращались и некоторые белорусские чиновники, заявлявшие о готовности рассказать миру о «преступлениях режима».
«Это высокопоставленные должностные лица, поэтому их информация может быть достоверной и существенной. Их единственным условием является получение гарантий физической и материальной безопасности для них и их семей, которые должны быть предоставлены западными странами», — говорится в документе МИД Литвы.
Литовские дипломаты отмечают, что Литва не могла дать таких гарантий, а некоторые члены ЕС и НАТО, к которым она обращалась по этому поводу, оставляли ее обращения без ответа.
Естественно, в документе МИД упоминается и тот факт, что литовская столица стала местом встреч и семинаров также и для белорусской оппозиции. «Вильнюс становится специфическим местом разного рода деятельности большого количества белорусских граждан. Похожая ситуация возможна в Латвии и Польше», — резюмируют литовские дипломаты.
«Деловые и идеологические соображения побуждают премьер-министра и его коллег социал-демократов добиваться разрядки в отношениях с Лукашенко, — отмечало в этой связи посольство США в Вильнюсе. — МИД, некогда являвшийся оплотом оппозиции к такому подходу, столкнулся с угрозой, что он может стать посредником Бразаускаса».
Автор донесения высказывал надежду на то, что неприятный характер совместного демарша правительств США и Великобритании заставит Литву «дважды подумать» о контактах на высоком уровне с Белоруссией.