Театр Old Vic проведен премьеру ленты «Последний диктатор Европы», документального фильма о жестоком диктаторском режиме, процветающем в сердце Европы. 17 лет Александр Лукашенко управляет бывшей советской республикой Белоруссией на манер его героя Иосифа Сталина: общественные собрания запрещены, пресса контролируется цензурой, интернет мониторят, телефоны прослушивают, а благосостояние и жизнь людей зависят от того, насколько они избегают политики.
Фильм, привлекающий внимание к преступлениям Лукашенко, заслуживает широкой аудитории. И тем не менее, как это ни парадоксально, именно неучастие в этом просмотре было бы одним из сильнейших выражений солидарности с побитым продемократическим оппозиционным движением в Белоруссии. Причина заключается в решении создателей фильма пригласить Джулиана Ассанжа из WikiLeaks в качестве ведущего дискуссии после премьеры фильма. Почему это имеет значение? Потому что удостоить Ассанжа местом на подиуме на мероприятии, посвященном Белоруссии — это издевательство над мужчинами и женщинами, которые страдают от репрессий режима Лукашенко — тирана, чью позицию в Белоруссии Ассанж помог укрепить.
В декабре 2010 Израэль Шамир (Israel Shamir), коллега по WikiLeaks и друг Ассанжа — настолько близкий, что он помог ему избавиться от шведских женщин, которые заявляют, что они стали жертвами изнасилование и сексуальных домогательств со стороны Ассанжа — по сообщениям, ездил в Белоруссию со стопкой неотредактированных секретных депеш американских дипломатов, касающихся страны. По сообщениям, он встретился с главой администрации Лукашенко Владимиром Макеем, передал документы правительству, и остался в стране для «наблюдения» за президентскими выборами.
Когда Лукашенко провозгласил себя победителем 19 декабря 2010, получив почти 80% голосов, белорусы отреагировали массовым протестом. Лукашенко отправил отряды милиции для их подавления. Когда дубинки милиционеров оросили кровью улицы и площади Минска, Шамир написал репортаж для американского левого журнала Counterpunch, превозносящий Лукашенко («Президент Белоруссии... свободно ходит среди своего народа»), высмеивая его оппонентов («прозападная толпа в Gucci», - назвал их Шамир) и приписывая WikiLeaks «заслугу» по разоблачению «агентов» Америки в Белоруссии («Теперь WikiLeaks открывает как... незадекларированная наличность течет из казны США белорусской «оппозиции»»).
В следующем месяце государственная газета «Советская Беларусь» начала публиковать серию отрывков из, по их словам, тех самых депеш, подаренных Лукашенко WikiLeaks. Среди фигур, которых «разоблачили» как получателей иностранных денег, были Андрей Санников, кандидат в президенты от оппозиции, потерпевший поражение на выборах и сейчас приговоренный к пятилетнему сроку; Олег Бебенин, пресс-секретарь Санникова, которого нашли мертвым при подозрительных обстоятельствах за несколько месяцев до выборов и Владимир Некляев, писатель и бывший президент белорусского ПЕН-центра, который также выдвигался против Лукашенко и теперь находится под домашним арестом.
Отрекся ли от Шамира Ассанж на этой стадии? Высказался ли публично против Лукашенко? Нет. Вместо этого он стал порицать Иена Хислопа (Ian Hislop) за публикацию статьи в Private Eye, которая разоблачала Шамира как отрицателя Холокоста и приверженца белой расы. Он заявил, что против него действовал «конспирологический заговор», организованный «еврейскими журналистами» Guardian. Пристрастившийся к послушанию других и потонувший в болоте конспиративных теорий, Ассанж проявил рефлексивную реакцию на первый намек несогласия среди его бывших друзей и обвинил во всем злобных евреев.
Его последующие попытки отдалиться от Шамира провалились, когда Джеймс Болл (James Ball), бывший глава персонала WikiLeaks, открыл, что Ассанж не только авторизовал доступ Шамира к депешам — а как еще он мог получить документы из этой непроникаемо секретной организации, ратующей за прозрачность? - он также останавливал других от критики в отношении Шамира, даже когда новости о его белорусской экспедиции стали достоянием общественности.
Разумные люди могут искренно не соглашаться с внешней политикой Америки, но факт остается фактом: многие диссиденты в репрессивных государствах по всему миру ищут поддержки Вашингтона. В догматическом мировоззрении Ассанжа это непростительное преступление. Как он сказал Дэвиду Ли (David Leigh) из Guardian об афганистанцах, которые сотрудничали с США против Талибана, «если их убивают, то они этого должны были ожидать. Они этого заслуживают». От человека, у которого не хватает ума различить талибов и их жертв и который наслаждается перспективой того, что гражданское население в Афганистане будут резать за преступление сотрудничества с Америкой, возможно, не стоит ожидать, чтобы он был обеспокоен перегибами европейского диктатора.
Белоруссии нужно сейчас все внимание, которое она может получить. Но почему сторонники ее народа на западе сотрудничают с шарлатаном, который не только помог Лукашенко, но который еще и теперь работает на Russia Today, официальном канале Кремля, который и является основным защитником Лукашенко? Когда я умолял авторов фильма поменять их позицию, их ответы звучали так, как будто они уже стали ревностными фанатиками, обращенными в культ Джулиана Ассанжа. Каждое доказательство, которое я им предоставил, было отвергнуто на основании того, что это все зловредные слухи или даже пропаганда «врагов Джулиана» из Guardian.
Они не увидели абсурдности ситуации в поиске участия со стороны запада в дела Белоруссии и затем в приглашении человека, который обрек на гибель диссидентов, получавших поддержку с Запада. Трудно представить себе более мерзкое оскорбление смелой оппозиции Белоруссии, чем позволение Ассанжу обелить его жуткие деяния, присоединившись без вопросов к показу фильма.
Во всем этом позиция Ирины Богдановой, участницы документального фильма и одной из главных организаторов премьеры, поражает. Будучи сестрой лидера оппозиции Санникова, она считает, что имеет полное право судить о роли Ассанжа в Белоруссии. Но нисколько не занижая его роли, можно сказать, что Санников - не единственная жертва репрессий Лукашенко. Когда я призвал ее переменить свое мнение о приглашении Ассанжа, она сказала мне, что провела расследование и не смогла найти доказательств против него.
Она должна была поговорить с минской журналисткой Татьяной Шапутька, которая провела много времени в зловонных лагерях Белоруссии. Она считает «позором приглашать Ассанжа на фильм». И не она одна. В прошлом году, когда я писал репортажи из Минска, я встретил молодых белорусов, живущих в страхе того, что они будут объявлены предателями на телевидении, потому что они боялись, что их имена могли фигурировать в американских депешах. На страхе и тревоге этих активистов Ассанж построил свою дешевую славу. Печально, что в своем стремлении вызвать сочувствие к доле Санникова, Богданова, несмотря на неоднократные мольбы, осталась так холодна к чувствам других.
Даже без всего этого «багажа» трудно понять, что именно дает право Ассанжу считаться экспертом и формировать взгляды других на Белоруссию. Единственный белорус, который хоть что-то выиграл от его деятельности, - это Лукашенко. А в 2010, только подавив продемократическое движение, диктатор отдал должное Ассанжу, объявив о своем желании начать «белорусские WikiLeaks», которые будут направлены на выявление и пристыжение предателей, которые сотрудничали с США.
Ассанж может попытаться прикрыть попытки дальнейшего расследования его подлых действий в Белоруссии, представляя его приглашение на премьеру «Последнего диктатора Европы» как некий сертификат об оправдании. Но признание со стороны некоторых ограниченных белорусов, которых привлек блеск его мусорной популярности, не сможет стереть тот вред, который Ассанж нанес делу демократии и его активистам в Белоруссии.
Капил Комиредди (Kapil Komireddi) — индийский автор. Его работы были опубликованы в Boston Globe, the Chicago Tribune, Foreign Policy и Los Angeles Times.