Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нино Бурджанадзе: «Я слишком долго говорила с Саакашвили»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНино Бурджанадзе Празднование Дня независимости Грузии на праздновании Дня независимости Грузии
Нино Бурджанадзе Празднование Дня независимости Грузии на праздновании Дня независимости Грузии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузинская оппозиция выводит своих сторонников на массовые акции под лозунгами отставки президента республики Михаила Саакашвили. На этот раз объединяющей сторонников таких перемен силой стало общественно-политическое движение «Народное собрание». О новой политической кампании рассказала одна из лидеров грузинской оппозиции, председатель партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе.

Грузинская оппозиция выводит своих сторонников на массовые акции под лозунгами отставки президента республики Михаила Саакашвили. На этот раз объединяющей сторонников таких перемен силой стало общественно-политическое движение «Народное собрание».

О новой политической кампании корреспонденту Радио  Свобода рассказала одна из лидеров грузинской оппозиции, председатель партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе.

– Утверждают, что новая революция в Грузии произойдет 25 мая. Так ли это?

– Мы не говорим, что она произойдет 21-го, или 24-го, или 27-го мая. Мы боремся. Называть конкретные даты – уточнять, когда борьба закончится успехом – по крайней мере, безответственно. Но в отличие от других акций, сейчас акцию ведет не какая-либо оппозиционная партия, а «Народное собрание», неотъемлемой частью которой является и наша партия.

«Народное собрание» – это общественно-политическая организация, объединившая лучших представителей грузинского общества. Лидер «Народного собрания» – Нона Гаприндашвили, пятикратная чемпионка по шахматам, человек, пользующийся безукоризненным авторитетом у всех грузин. В «Народном собрании» – такие люди как Роберт Стуруа, Резо Эсадзе, Гия Бурджанадзе и многие, многие другие, которые действительно в своей профессии добились больших успехов, у которых есть единственная мотивация сегодня стоять на улице – спасти свою родину.

– Мотор этого движения – все-таки политические партии. Что заставило вас забыть былые противоречия и даже обменяться поцелуем с Леваном Гачечиладзе, одним из лидеров оппозиции?

– Меня поцеловали на глазах народа. Я не стала противиться – мне кажется, это было бы некрасиво с моей стороны. Что касается противоречий… Это были не личные противостояния, потому что лично у меня с Леваном всегда были нормальные человеческие отношения. Наши противоречия начались из-за расхождения в политических воззрениях на методы борьбы. Было требование народа, требование их союзников и членов партии, чтобы они присоединились к «Народному собранию». Мы, конечно же, не стали этому противиться. Потому что «Народное собрание» – собрание всех. Это не моя политическая организация, оно принадлежит всему грузинскому народу и не нам решать, кто сейчас встанет, а кто не встанет рядом с грузинским народом в этой борьбе. Любая сила, которая решит, что нужно бороться с нынешним режимом, будет принята в «Народное собрание» без каких-либо препятствий.

Хотя, конечно, моя партия отмежевалась от того заявления, которое было сделано «Грузинской партией» (партия во главе с Ираклием Окруашвили, бывшим соратником Саакашвили, ныне живущим в политическом изгнании во Франции - РС) относительно протестных акций у посольств западных государств. Потому что мы считаем: нам нужна поддержка Запада. И неправильно считать, что все наши беды приходят то со стороны России, то со стороны США, то со стороны других стран. Мы должны привыкнуть к тому, что наши беды и наши успехи зависят только от нас и наших решений.

– Кроме требований отставки президента Саакашвили, есть ли у «Народного собрания» какая-то программа? Или это слишком аморфное движение, чтобы говорить о нем как о силе, которая способна выдвинуть какую-то внятную концепцию перемен?

– «Народное собрание» – организация, которая не собирается принимать участие в выборах, поэтому никакой программу у нее реально не должно быть. Есть, конечно же, серьезный «рамочный» документ, в котором «Народное собрание» указало необходимые минимумы, которые должно соблюдать любое правительство, которое придет к власти в Грузии.

Но, например, у нашей партии есть фундаментальная программа, которую мы опубликовали на нашем сайте, которую мы представили экспертам и членам дипломатического корпуса.

– По сравнению с прошлыми масштабными акциями, которые пыталась проводить грузинская оппозиция, что изменилось в стране? Вы считаете, что сейчас больше шансов на успех? Почему?

– Во-первых, в стране еще больше осложнилась ситуация. По официальным данным Государственного статистического департамента, две трети населения находится ниже грани бедности. Никогда в Грузии такого не было. Это абсолютная катастрофа. Очень много людей просто выезжают за границу, массово покидают Грузию, ищут работу за рубежом. Грузия занимает первое место среди европейских государств по детской смертности. Я уж не говорю о том, что еще больше «закручивают гайки» в средствах массовой информации... И делается это очень хитро. Вас показывают по телевизору, дают ваш брифинг, дают, естественно, кусками. Куски иногда компонуют так, что сама не понимаешь, о чем говорила. А потом дается комментарий, абсолютно необъективный. Совершенно в рамках черного пиара.

– Многие серьезные эксперты, тем не менее, утверждают, что грузинская экономическая и социальная реформы идут успешно. Есть у власти Михаила Саакашвили и некоторые достижения. Самое популярное из них – некоррумпированная дорожная полиция.

– Да, полиция не берет взяток: взятка на низовом уровне институализировалась. Если раньше полицейский у тебя брал, допустим, 10 лари и клал их себе в карман, сейчас ты платишь штраф в 3-4 раза больший. И полицейские от этих штрафных сумм получают большие проценты. Людям от этого не лучше. Психологически – да, ты знаешь, что платишь в казну, а не кому-либо в карман. Но ты платишь в 3 раза больше, и полиция заинтересована в том, чтобы тебя штрафовать. Я думаю, что и во время Сталина советская милиция не брала взяток. И во время Гитлера, наверное, немецкая полиция не брала взяток. Поэтому давайте будем определяться, что есть главное достижение.

Да, есть достижения, безусловно, но какой ценой! За последние 3-4 дня, что мы увидели? Чего стоит эта наша патрульная полиция, которая останавливает людей, отнимает у них машины безо всякого основания? Потому что она получила политический приказ во что бы то ни стало создавать препятствия людям, которые хотят прийти на акцию оппозиции. У нас сотни арестованных. Несколько человек просто исчезли, мы не знаем, в каком полицейском участке их искать.

– На этот раз грузинская оппозиция планирует свою акцию как общенациональную или все ограничится только Тбилиси? Были неприятные сообщения о ситуации в Батуми. Что там происходит?

– «Народное собрание» провело огромную организационную работу, чтобы создать во всех 74 районах Грузии комитеты, которые и организовали массовое шествие, состоявшееся 21 мая. Отличие нынешней акции от предыдущих в том, что здесь стоят люди, которые не дадут задний ход, которые не пойдут на сговор с президентом.

Что касается региональных акций… Да, у нас была акция в Батуми, она прошла очень успешно. Настолько успешно, что правительство не сдержалось и разгромило акцию, использовав спецназ, очень жесткую силу. Многие люди пострадали. И уже после разгона акции офис партии «Единая Грузия», в котором собрались организаторы митинга протеста, был разгромлен, разграблен. Люди получили тяжелейшие травмы, их госпитализировали с переломами конечностей.

– Вы готовы к прямому диалогу с Михаилом Саакашвили и его представителями? Или вы будете просто добиваться смены режима любым путем?

– Смены режима. Я слишком долго говорила с Саакашвили и ничего путного из этого, к сожалению, не вышло. А переговоры могут вестись только относительно его отставки.