Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нагорный Карабах в тени российского влияния

© РИА Новости Дмитрий Астахов / Перейти в фотобанкД.Медведев начал в Казани переговоры по карабахскому урегулированию с И.Алиевым и С.Саргсяном
Д.Медведев начал в Казани переговоры по карабахскому урегулированию с И.Алиевым и С.Саргсяном
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы Россия заняла проактивную позицию в армяно-азербаджанском мирном процессе, пытаясь таким образом убедить Запад, что Кремль располагает достаточно большим потенциалом, чтобы навязать дипломатическое решение сторонам, или, по крайней мере, чтобы быть достойным доверия посредником.

В прошлом году на международной конференции в Москве я познакомился с одним российским чиновником. Во время нашей долгой и бурной дискуссии по проблеме урегулирования армяно-азербайджанского конфликта он выдвинул довод, что любая попытка армянского руководства изменить статус-кво в положительном смысле приведет к событиям, аналогичным тем, которые разыгрались в 1997 году, когда бывший президент Армении Левон Тер-Петросян был вынужден оставить свой пост, или в 1999 году, когда несколько местных руководителей высшего звена были расстреляны террористами в национальном парламенте. Меня не удивило, что мой российский коллега так непреклонно отстаивает свое мнение, как не удивился я и когда узнал, что на мирных переговорах, состоявшихся недавно в Казани, противоборствующим сторонам снова не удалось достичь решительного сдвига.

В действительности, фактор внешних сил всегда занимал особое место в процессе урегулирования этого конфликта. Многие согласны с тем, что за нагорно-карабахским кризисом стоят внешние стратегические соображения. Понятно, что влиятельная группа крупных держав (среди которых доминируют Россия, США и Европейский Союз), когда речь идет о разрешении этого конфликта, играет в Организации за безопасности и сотрудничество в Европе (ОБСЕ) ключевую роль. В последние годы Россия заняла проактивную позицию в армяно-азербаджанском мирном процессе, пытаясь таким образом убедить Запад, что Кремль располагает достаточно большим потенциалом, чтобы навязать дипломатическое решение сторонам, или, по крайней мере, чтобы быть достойным доверия посредником.

Действительно, Москва преуспела в укреплении связей и с Ереваном, и с Баку, и запад постепенно уступает место российскому экономическому, военном и политическому продвижению в этом регионе, что отразилось и в военном договоре России с Арменией и в растущих энергетических связях страны с  Азербайджаном. Москва пытается установить новое равновесие отношений в треугольнике Армения-Россия-Азербайджан, и все последние дипломатические шаги Кремля были нацелены на поддержание геополитического равновесия в этом истерзанном конфликтом регионе. Поступая таким образом, Россия упрочила свое положение на Северном Кавказе.

Успешная внешняя политика России в этом регионе также является результатом неудачи других международных игроков, или, по меньшей мере, систематического ослабления их позиций. Недальновидная политика администрации Обамы серьезно ослабила стратегические цели США на Южном Кавказе. Неспособность Вашингтона выработать последовательный взгляд на то, каким образом этот регион вписывается в более широкую стратегию США, привела к тому, что роль Америки все в большей мере определяется через призму России. Отсутствие e США конструктивного решения для той сложной задачи, которую представляет затяжной конфликт в Нагорном Карабахе, не только обнаруживает низкий уровень американского участия в делах этого неспокойного региона, но также ставит под вопрос способность Америки быть активной фигурой в составе Минской группы ОБСЕ. Политике Евросоюза по разрешению этого конфликта тоже не хватает дальновидного и принципиального подхода. Брюссель практически не играет никакой роли в урегулировании конфликта и потому не обладает необходимыми инструментами для участия в процессе мирного урегулирования, предлагая лишь свою помощь в построении доверия. Подобная ситуация сильно ограничивает влияние Евросоюза в этом регионе и резко препятствует способности Брюсселя вырабатывать конструктивную политику при работе с тлеющими сепаратистскими конфликтами. Как результат, отсутствие общей и интегрированной стратегии может в ближайшем будущем привести к уходу сил Запада с Южного Кавказа, с потерей своих позиций в пользу более агрессивной внешней политики России.

Таким образом, представляется, что Россия практически сохраняет за собой монополию в процессе мирного урегулирования между Арменией и Азербайджаном, роль, от которой ОБСЕ фактически отказалась. Управляя ходом переговоров, Кремль пытается укрепить российскую «сферу влияния» и привести к дезинтеграции в этом регионе евро-атлантических соглашений о безопасности. Неудача ОБСЕ не только обнаруживает, что ЕС фактически лишен возможности говорить перед лицом южно-кавказского кризиса, но также демонстрирует их неспособность выстроить международную поддержку интересам по сравнению с российскими.

Тем временем посредническая миссия Москвы вызвала усиленные размышления по поводу того, заинтересована ли Россия в настоящее время в окончательном разрешении Нагорно-карабахского конфликта. Если точнее, вопрос звучит так: хочет ли Россия быстрого разрешения этого конфликта? Очень маловероятно, чтобы российские мирные переговоры привели к эффективному разрешению кризиса в ближайшем будущем. Чтобы сильнее сдвинуть этот регион на свою орбиту влияния, России нужно лишь сохранять на Южном Кавказе существующую ситуацию. С учетом этих обстоятельств Россия попросту заинтересована в сохранении «управляемой нестабильности» в регионе.

И, однако, роль России в нахождении окончательного решения Нагорно-карабахского кризиса чрезвычайно существенна. Нет сомнений в том, что именно Кремль держит в своих руках ключ к армяно-азербайджанской проблеме. Россия располагает золотой возможностью положить конец этому затяжному территориальному конфликту и помочь двум нациям достигнуть примирения. Однако Москва, похоже, выжидает момента, пока в постсоветском «Южном ярусе» не создастся новая, политически выгодная ситуация, соответствующая стратегическим интересам России. Пока этого не произойдет, игра будет продолжаться и конца ей видно не будет. Западные демократии, безусловно, не совсем беспомощны в том, чтобы изменить поведение России на заднем дворе Европы. США и ЕС должны понять, что их готовность идти на жертвы не останется без последствий в этом стратегически важном районе. Более того, если западные игроки продолжат свою политику пропускания России вперед и будут спокойно наблюдать за тем, как в ходе достижения мирного урегулирования ширится российское экономическое, военное и политическое влияние в Нагорном Карабахе, они рискуют проигрышем в большой геополитической игре.

Д-р Элхан Нуриев был научным сотрудником в Институте мирных исследований, стипендиатом фонда Alexander (Бонн, 2000-2003 гг.).  В настоящее время является профессором политических наук в Западном университете Баку, Азербайджан, автором книги «Южный Кавказ на распутье».