Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ключевые политические риски в Польше

© коллаж ИноСМИпольша
польша
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
20 июня Польше предстоят президентские выборы. Их исход во многом определит темпы и масштаб реформ, которые необходимо провести, чтобы улучшить состояние самой крупной экономики из бывших коммунистических стран Европейского Союза и подготовить ее к переходу на евро.

20 июня Польше предстоят президентские выборы. Их исход во многом определит темпы и масштаб реформ, которые необходимо провести, чтобы улучшить состояние самой крупной экономики из бывших коммунистических стран Европейского Союза и подготовить ее к переходу на евро.

Выборы были перенесены на июнь с октября после смерти президента Леха Качиньского, который 10 апреля погиб в России в авиакатастрофе вместе еще с 95 пассажирами своего самолета, включая верхушку польской армии, главу ее центрального банка и депутатов парламента Польши.

На выборах, как считается, должен победить кандидат от правящих в Польше центристов Бронислав Коморовский (Bronislaw Komorowski) - спикер парламента, исполняющий сейчас обязанности президента. Однако после внезапной катастрофы общество продолжает лихорадить.

Правительству премьер-министра Дональда Туска также приходится бороться с последствиями паники на мировых финансовых рынках, вызванной долговым кризисом в Греции и некоторых других странах еврозоны, которая может вновь создать трудности для развивающихся экономик, таких как Польша.

Ниже приведен обзор ключевых для Польши политических рисков.

Президентские выборы


Их исход имеет значение. Хотя основная власть находится в руках премьер-министра и его кабинета, президент - не только церемониальная фигура. Он может накладывать вето на законы, назначать некоторых ключевых чиновников, в частности главу центрального банка, и оказывает влияние на внешнюю политику.

Лех Качиньский досаждал правительству Туска, блокируя пенсионную реформу, а также реформу СМИ и здравоохранения.

Главным соперником Коморовского на этих выборах будет брат близнец Качиньского Ярослав, возглавляющий основную оппозиционную партию евро скептиков – правую, «Право и справедливость» (ПиС). Он может наверстать разрыв за счет общественного сочувствия к своей семье.

В случае, если Качиньский победит, он будет блокировать законопроекты правительства и противостоять попыткам войти в еврозону в точности так же, как это делал его брат. Аналитики полагают, что кроме этого он способен занять националистические позиции во внешней политике, и это может повредить отношениям с Евросоюзом, Германией и Россией. Несмотря на свой консерватизм в моральных и социальных вопросах, экономически Качиньский и ПиС склоняются к левым взглядам, выступая за увеличение государственных расходов и против планов правительства по приватизации.

На что следует обратить внимание:


- Опросы общественного мнения. Качиньскому не занимать ни опыта предвыборных кампаний, ни воинственности. Его популярность - как самого кандидата, так и ПиС – заметно возросла после аварии, и аналитики полагают, что, чтобы выиграть выборы, Качиньский будет стараться привлечь избирателей за пределами своего традиционного электората – патриотически настроенных, глубоко преданных католицизму поляков старшего поколения. Неожиданная победа Качиньского плохо скажется на рынках, так как будет означать возобновление конфликта между правительством и президентом.

- Низкая явка. Избирателей ПиС в целом проще мобилизовать, так что низкая явка, скорее, ударит по Коморовскому. «Гражданская платформа» Туска хочет избежать повторения событий президентской гонки 2005 года, в ходе которой Лех Качиньский неожиданно обогнал считавшегося фаворитом Туска.

- Расследование катастрофы. Правительство уязвимо для любых подозрений в том, что оно плохо ведет расследование политически деликатного дела об аварии. Однако риски существуют и для Качиньского. Российские и польские следователи, изучающие записи разговоров в кабине обреченного самолета, могут подтвердить предположения прессы о том, что к решению игнорировать предупреждения диспетчеров и идти на посадку был причастен сам Лех Качиньский. Это может вызвать отрицательную реакцию в адрес Ярослава Качиньского и ПиС.

Парламентские выборы

Поляки должны избрать новый парламент осенью 2011 года, однако выборы могут быть перенесены на весну, так как во второй половине года к Польше перейдет председательство в Евросоюзе.

Судя по опросам общественного мнения, рыночная и выступающая за переход на евро «Гражданская платформа» Туска очевидно обгоняет ПиС – своего основного соперника. Однако смутные экономические перспективы, особенно неясные для еврозоны – главного торгового партнера Польши, могут негативно сказаться на темпах восстановления польской экономики и на рейтингах ГП.

Чтобы изменить конституцию и сделать возможным будущее введение евро, ГП необходимо получить, в одиночку или вместе с союзниками, две трети мест в новом парламенте.

Сейчас попытки внести в конституцию поправки блокирует ПиС, скептически относящаяся к евро. Рынки будут приветствовать победу ГП с большим перевесом, так как это будет означать, что будут проводиться новые реформы и откроется дорога для перехода на евро.

На что следует обращать внимание:


- Если в июне Коморовский станет президентом, начнет ли правительство проводить структурные реформы? В частности повысит ли оно пенсионный возраст и отменит ли пенсионные привилегии для фермеров и ряда других социальных групп? До сих пор, избегая браться за эти вопросы, оно ссылалось на риск президентского вето, однако при сговорчивом президенте этого оправдания у него больше не будет.

- Покинет ли Польская крестьянская партия (ПКП) - младший партнер ГП по коалиции - раньше времени правительство Туска, чтобы выиграть фору для подготовки к национальным выборам и, возможно, чтобы дистанцироваться от вероятно непопулярной политики властей? Некоторые аналитики полагают, что она может так поступить, хотя ГП, скорее всего, и в одиночку продержится до выборов, опираясь на поддержку других партий по отдельным вопросам.