Экономический кризис не обошел и прессу. Сегодня быть хозяином даже популярной газеты - занятие убыточное. Чтобы выжить, газеты меняют не только внешний вид, но и своих хозяев.
Популярная левая Libération несколько лет назад перешла под контроль наследника знаменитой династии банкиров барона Эдуарда Ротшильда. Таблоид France Soir, был недавно куплен россиянином Александром Пугачевым, сыном известного банкира.
Теперь настала очередь газеты Le Monde. Как только прошел слух о финансовых трудностях этой вечерней газеты леволиберальных взглядов, на покупку контрольных акций неприбыльного издательского дома (куда входят также несколько еженедельников) появилось сразу несколько претендентов. Помимо испанского медиа-холдинга PRISA , которому принадлежит либеральная газета El Pais, на покупку контрольного пакета акций в Le Monde претендуют хозяин еженедельника Le Nouvel Observateur Клод Пердриель, вице-президент банка Lazard в Европе Матьё Пигас совместно с известным меценатом Пьером Берже, а также итальянский специалист в области международных финансов Карло де Бенедетти.
Журналисты газеты Le Monde, да и весь издательский дом, частью которого является газета, обеспокоены перспективами входа в капитал газеты посторонних лиц. Дело в том, что с момента создания газеты в 1944 году, контрольный пакет акций находился в руках «Общества редакторов Le Monde», обеспечивая журналистам независимость редакционной линии. Как относятся к грядущим переменам сами члены «Общества редакторов Le Monde»? Об этом Галина Аккерман побеседовала с президентом этого общества, сотрудником газеты Жилем ван Котом.
- Что из себя представляет Общество редакторов Le Monde и каковы его нынешние права?
- Общество редакторов Le Monde выполняет две функции. Во-первых, мы являемся самым крупным акционером издательского дома Le Monde, и у нас 21% акций. А во-вторых, это общество объединяет журналистов газеты Le Monde и следит за соблюдением уравновешенности и независимости наших материалов.
- Среди четырех претендентов на капитал Le Monde, вызывает удивление еженедельник Nouvel Observateur. Неужели у вас дела плохи, а у Nouvel Observateur так хороши?
- Пока официально имеются три кандидата. Четвертый, итальянец, пока не заявил официально о своих намерениях. Что же касается журнала Nouvel Observateur, может показаться удивительным, что он хочет купить Le Monde. Ведь Le Monde - известная газета с международным престижем. И, конечно, она более известна, чем Nouvel Observateur, хотя это хороший журнал.
Тут надо взять в расчет разные соображения. Во-первых, сегодня контроль над издательским домом Le Monde можно получить всего за 60 миллионов евро. Это – совсем недорого, потому что издательский дом объединяет, помимо Le Monde, такие престижные издания как Télérama, Courrier International, Le Monde diplomatique и La Vie. Это результат десяти лет финансовых потерь, которые уменьшили стоимость нашего холдинга. Что же касается Nouvel Observateur, то этот холдинг хорошо функционирует. Его владелец Клод Пердриель является также хозяином целой империи сантехники, и она процветает. Этим и объясняется желание Пердриеля совершить такую финансовую операцию.
- Что рискует потерять Общество редакторов Le Monde?
- В первую очередь, мы теряем контроль над издательским домом. До сих пор контроль принадлежал как Обществу редакторов Le Monde, так и другим объединениям персонала и ассоциации Юбера Бев-Мери, основателя газеты, которая объединяет друзей Le Monde и сторонников его идей. В общей сложности все эти ассоциации контролируют 50% акций газеты, а также вместе входят в Наблюдательный совет. С вхождением новых структур в капитал, что представляется неизбежным, мы этот контроль потеряем. Таким образом, перевертывается страница нашей истории, и это – большая травма для сотрудников.
Но мы все же будем бороться за редакционную независимость всех изданий нашего холдинга. Мы не допустим, чтобы будущие акционеры превращали наши издания в инструменты своего политического или экономического влияния. В будущем уставе холдинга должен быть «замок», не позволяющий подобного использования. Общество редакторов Le Monde потребует также право вето на назначения директора газеты, которые будут предлагаться акционерами. И мы, и другие ассоциации сотрудников, о которых я упомянул, будут стремиться к тому, чтобы наш издательский дом не попал в руки тех, чья биография и ценности несовместимы с нашими.