Неожиданный политический взлёт ультраконсерватора Ярослава Качиньского в ходе президентской гонки в Польше делает всё более неясным исход борьбы, которая неожиданно приобретает всё более острый характер. С того времени как бывший премьер-министр и депутат от оппозиционной партии «Закон и Справедливость» объявил о своём решении баллотироваться на выборах, которые должны состояться в ближайшее воскресенье, чтобы занять президентское кресло своего брата-близнеца Леха Качиньского, погибшего в авиакатастрофе 10 апреля этого года, его популярность безудержно пошла вверх. Это подтверждают результаты социологических опросов, согласно которым, его соперник, либерал Бронислав Коморовский из правящей партии «Гражданская платформа» опережает Качиньского на 2-10 пунктов, что отнюдь не обеспечивает ему победы в первом туре выборов.
Изначально всё указывало на то, что Коморовскому, спикеру Парламента и временно исполняющему обязанности главы государства после гибели в авиакатастрофе Леха Качиньского под Смоленском (вместе с ним погибли ещё 95 человек), стать новым президентом Польши не составит большого труда.
До авиакатастрофы Коморовский был фаворитом, намного опережавшим по популярности тогдашнего президента. Однако неожиданное решение об участии в досрочных выборах брата погибшего президента привело к серьёзным изменениям. Согласно результатом социологического опроса, опубликованным вчера Gazeta Wyborcza, за Коморовского готовы отдать голоса 48% избирателей, а за его соперника 34%. Это разрыв значительный, но недостаточный для того, чтобы избежать проведения второго тура голосования 4 июля. Согласно другому опросу, результаты которого были озвучены в конце прошлой недели государственным телевидением, разница в потенциальных голосах сократилась до двух пунктов (38% у Коморовского и 36% у Качинского).
«Существует много сомнений относительно того, что произойдёт», утверждает Бартек Новак, исполнительный директор Центра международных отношений в Варшаве. «Качиньский умеет бороться, он гораздо лучше подготовлен к схватке, чем Коморовский, который демонстрирует излишнюю умеренность», считает эксперт.
На бывшего премьер-министра работает и так называемый вотум сострадания в связи с гибелью его брата при трагических обстоятельствах. Новак убеждён в том, что у Коморовского возникнут сложности, если он не сумеет избежать второго тура, поскольку «Качиньский «сильно выигрывает в прямом диалоге». Сейчас на президентское кресло претендуют 10 кандидатов, а во втором туре будет только два, набравших наибольшее количество голосов.
Над избирательной кампанией всё время витала тень авиакатастрофы, в суть предвыборных обещаний никто особенно и не вдавался. Либеральный кандидат выступает за развитие частной медицины, сохраняя при этом государственную (вчера, кстати, он выиграл судебный иск за оскорбление достоинства против Качиньского, утверждавшего, что Коморовский намерен приватизировать всё здравоохранение), и реформировать пенсионную систему.
Кандидат-ультраконсерватор, в свою очередь, выступает в защиту государственного здравоохранения и хранит молчание по поводу приватизации предприятий.
В Варшаве складывается общее ощущение того, что не было действительно серьёзного обсуждения злободневных вопросов, а граждане больше обеспокоены экономическими последствиями наводнения, случившегося несколько дней тому назад из-за сильных дождей, чем исходом выборов. Если не произойдёт ничего непредвиденного, то участие населения в голосовании ожидается достаточно умеренным (в районе 40%).
Ярослав Качиньский, которому завтра исполняется 61 года, стал одним из самых противоречивых руководителей в странах Евросоюза в период с 2006 по 2007 год. И не только потому, что он и его брат были единственными в мире близнецами, оказавшимися у кормила власти, один в качестве председателя правительства, другой – главы государства. Их политика, направленная на восстановление и укрепление традиционных католических ценностей, а также на искоренение остатков коммунистического прошлого, в конце концов начала вызывать неприятие даже у их сторонников. Он был вынужден созвать досрочные выборы, которые проиграл.
58-летний Коморовскй, родившийся в аристократической семье и активно участвовавший в борьбе против коммунистического строя, продолжает оставаться кандидатом, которому отдают предпочтение большинство опрошенных. Аналитики сходятся во мнении, что его основной недостаток заключается в отсутствии харизмы. «Наверное, он мог бы быть неплохим президентом, но как кандидат он не проходит», считает Кшиштоф Бобинский, аналитик Фонда Unia & Polska в Варшаве, также испытывающий серьёзные сомнения относительно развития событий в ближайшее воскресенье.
Кто бы ни стал следующим президентом, его полномочия будут весьма ограниченными, поскольку в Польше реальная власть находится в руках правительства. Единственный инструмент, которым обладает глава государства, это право вето на решения парламента. Однако гипотетическая победа Коморовского расчистит дорогу для того, чтобы польский Сейм, где большинство мест принадлежит «Гражданской платформе», смог проводить те структурные реформы, которые законодатели сочтут необходимыми для модернизации страны, не опасаясь постоянного вето со стороны президента, поддерживаемого конкурирующей партией.