Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Староверы Латвии: время берет свое

© Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрихожане старообрядческой церкви
Прихожане старообрядческой церкви
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этой деревушке, находящейся на востоке Латвии вдали от цивилизации, осталось чуть больше десятка жителей, обитающих примерно в таком же количестве деревянных изб. Большинство из них старообрядцы – люди, пытающиеся сохранить свою веру.

Слутишки. В этой деревушке, находящейся на востоке Латвии вдали от цивилизации, осталось чуть больше десятка жителей, обитающих примерно в таком же количестве деревянных изб. Большинство из них старообрядцы – люди, пытающиеся сохранить свою веру.

"Молодежь уезжает, - говорит избранный недавно глава старообрядческой церкви Латвии Алексей Зилко, - кому мы передадим нашу веру?"

Последователи старообрядческой ветви христианства, отколовшейся в 17-м веке от Русской православной церкви, бежали из России от преследований, создав по всему свету вдали от мирской суеты дружные и тесно спаянные русские общины.

Сегодня они сталкиваются с новыми проблемами, так как менее религиозное молодое поколение в поисках работы уезжает в города, оставляя все старое позади.

Пожилые бородатые мужчины и женщины в традиционной одежде и длинных платках собрались недавно неподалеку от Слутишек, чтобы отметить 350-ю годовщину первого в Латвии молельного дома.

"Новая эпоха посылает нам серьезные испытания, - говорит Зилко, - деревни пустеют, наши молельные дома тоже".

Жители деревни Слутишки, которая находится в самом бедном районе этой прибалтийской страны, покупают товары первой необходимости, такие как хлеб, колбаса и копченая рыба, в автолавке, которая приезжает туда раз в неделю.

Дома у староверов застелены домоткаными половиками, мебель украшена орнаментом и узорами, и в каждой избе есть огромная традиционная печь, а в углу находятся иконостасы с иконами в медных и серебряных окладах, которые передаются из поколения в поколение.

80-летний вдовец Михаил Гаврилов живет в Слутишках с самого рождения.

Когда Гаврилов был помоложе, он мог часами добираться пешком до ближайшего молельного дома. Сегодня он ездит туда на автобусе, который в этих местах до сих пор большая редкость.

"Летом веселее", - говорит он корреспонденту AFP.

По словам 75-летнего Азия Исаевича Иванова, староверы покинули свою родную землю более трех столетий тому назад, забрав с собой иконы, священные книги – и почти ничего больше.

Они считали себя хранителями изначальной православной традиции, пришедшей в конце 10-го века из Византии на территорию сегодняшней России и Украины.

Староверы отвергли церковные реформы, проведенные в России в конце 17-го столетия, из-за чего их начали преследовать и подвергать гонениям.

"Жестокие репрессии заставили людей покинуть российское государство и переехать на окраины империи и в другие страны", - говорит Иванов. На востоке сегодняшней Латвии в то время правило польско-литовское королевство, известное своей религиозной терпимостью.

В результате коммунистической революции 1917 года официальной политикой страны стал атеизм. Те старообрядцы, которые еще не покинули к тому времени страну, столкнулись с новой волной гонений со стороны  Советов.

В целом в новые места переехали миллионы староверов. Они уезжали туда, где могли молиться так, как считали нужным, даже в такие далекие края, как Южная Америка и Австралия.

Несмотря на трудную историю Латвии 20-го века, старообрядцы сумели сохранить свою веру.

Сегодня в Латвии осталось 62000 староверов. Это крохотная часть в стране с населением в 2,2 миллиона человек, и лишь малая часть самого крупного в Латвии этнического меньшинства – русских, которые составляют 28 процентов населения и в основном называют себя православными.

Но с тех пор как Латвия в 1991 году вновь обрела независимость, старообрядческие деревни неуклонно пустеют.

Когда страна в 2004 году вступила в Евросоюз, многие эмигрировали в другие страны блока в поисках работы.

Другие переехали из сельской местности в латвийские города, где легче найти работу. Кто-то перешел в основную ветвь православного христианства.

Поэтому многие молельные дома в этом районе пустуют.