Несмотря на расплывчатые декларации, в нынешнем сближении России и Запада отсутствует солидный фундамент для капитальной перестройки их взаимоотношений в сфере безопасности. Однако эта малоизученная область военного сотрудничества способна помочь им наладить более прочное и долговременное партнерство.
Совместная российско-чешская программа модернизации вертолетов марки «Ми» российского производства это хороший пример такого сотрудничества, который важен в нескольких отношениях. Первое и самое главное – это соглашение демонстрирует русским готовность Запада разрешить использовать их технику в военных кампаниях НАТО – в данном случае, в Афганистане. Во-вторых, это сотрудничество относится к такому сегменту рынка военной продукции, который не отличается особой секретностью и важностью, в связи с чем данное партнерство становится идеальной испытательной площадкой для аналогичных проектов в будущем.
Для руководства НАТО исключительно важно, чтобы западные лидеры признали потенциальные преимущества военного сотрудничества с Россией и отказались от своего предвзятого отношения к нему. Действительно, если российские компании появятся на рынке вооружений Европы, то европейские производители военной техники столкнутся с усилением конкуренции. Но в конечном итоге преимущества военного сотрудничества намного перевешивают потенциальные издержки.
Для налаживания содержательного сотрудничества в военной сфере крайне важно, чтобы Кремль снял обременительные ограничения в своей военной промышленности. Россия должна принять закон, позволяющий ее оборонной отрасли создавать совместные предприятия и партнерства с западными компаниями. России следует всячески акцентировать те конкурентные преимущества, которыми она обладает в производстве транспортных вертолетов и средств ПВО, поддерживать эти предприятия у себя дома и рекламировать их продукцию за рубежом.
В долгосрочной перспективе России и странам ЕС следует провести расчет технико-экономического обоснования для строительства совместного военно-транспортного вертолета. Тем самым, Россия и Европа смогут развить неудавшуюся инициативу России, Франции и Германии по разработке российского транспортного вертолета Ми-26. Россия обладает обширным опытом в строительстве вертолетов, которые отличаются надежностью и простотой обслуживания и ремонта. Взамен европейские страны могут предложить инвестиции и передовые технологии. Если этот проект окажется удачным, то впоследствии можно будет перейти к созданию других компонентов стратегической и тактической военно-транспортной авиации.
Томаш Карасек – директор пражского исследовательского центра Ассоциации по международным делам (Association of International Affairs). Якуб Кулханек – руководитель Восточноевропейского центра при Ассоциации по международным отношениям (Association for International Relations).