20 лет назад закончилась холодная война. На протяжении десятилетий НАТО и Варшавский договор враждебно противостояли друг другу. Сегодня НАТО приглашает Россию принять участие в создании основанного на сотрудничестве ракетного зонтика. Российский президент Дмитрий Медведев направляется в Лиссабон как партнер, а не как противник. Нам предоставлен исторический шанс – мы должны отказаться, наконец, от мышления в категориях холодной войны.
Я понимаю, что и дальше будут существовать серьезные расхождения во мнениях, в том числе и по вопросу о Грузии. Вместе с тем после ледникового периода, возникшего из-за войны в Грузии, появляется возможность открыть новую страницу в отношениях. Это обусловлено общими интересами в области безопасности: в Афганистане, в противодействии терроризму, в борьбе с пиратством или при защите от угрозы нападения с применением баллистических ракет. В Лиссабоне должны быть заложены основы стратегического партнерства, отвечающие взаимным интересам.
Не менее значимым будет в Лиссабоне обсуждение новой стратегической концепции НАТО. В течение нескольких месяцев общественность, эксперты и представители стран-членов этой организации обсуждали вопрос о том, какой НАТО должна стать в будущем. Я полагаю, что мы находимся на верном пути для того, чтобы определить правильные стратегические ориентиры.
Основным правилом в НАТО и в будущем будет оставаться обязательство, связанное с оказанием взаимной помощи в случае вооруженного нападения. Кроме того, НАТО должна быть в состоянии отвечать на новые вызовы. Сюда относится активная борьба против террористической угрозы, а также совместные действия по предотвращению компьютерных атак. В этой связи представляется важным исчерпывающим образом обсудить механизмы сотрудничества и консультаций в соответствии со статьей четвертой Вашингтонского договора. Понятно, что любое действие НАТО в будущем должно осуществляться на основе международного права и Устава Организации Объединенных Наций.
Новая стратегическая концепция предоставляет шанс по-новому осмыслить вопрос о разоружении. НАТО и в будущем будет оставаться оборонительным союзом, а не группой участников договора о разоружении. Речь также не идет о том, чтобы поставить под вопрос необходимость использования устрашения, в том числе и ядерного, пока существует атомное оружие. Тем не менее в наших общих интересах в области безопасности сделать так, чтобы НАТО как важнейший военный союз в мире внесла свой вклад в разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение ядерного оружия. Поэтому НАТО должна поставить перед собой цель, связанную с созданием мира без ядерного оружия. В новой стратегической концепции должно учитываться то обстоятельство, что в арсенале возможностей НАТО ядерное оружие будет играть менее значимую роль. Вопросы разоружения в современном мире имеют такое же значение, как и защита климата. Поэтому НАТО на будущее должна определить тот конкретный вклад, который эта организации внесет в процесс разоружения и контроля над вооружениями.
В Лиссабоне мы хотим также с учетом наших обязательств в Афганистане определить основные стратегические задачи. Речь идет о том, чтобы начать процесс передачи ответственности за безопасность в афганские руки. Президент Карзай (Karsai) поставил цель, в соответствии с которой сами афганцы в 2014 году хотят полностью взять на себя обеспечение безопасности. Эта передача должна начаться в следующем году - район за районом, провинция за провинцией. Хотя в Лиссабоне и не будут названы конкретные регионы, так как этим может воспользоваться Талибан, сигнал к началу этого процесса определенно должны быть дан. Вместе с передачей ответственности возникает и перспектива вывода войск, что мы хотели бы осуществить еще в течение нынешнего срока полномочий. С учетом обстановки в области безопасности наша цель состоит в том, чтобы в 2012 году впервые сократить численность нашего собственного контингента.
Стратегическое партнерство с Россией, смелая стратегическая концепция для будущего, начало передачи ответственности за безопасность в Афганистане – НАТО находится накануне принятия очень важных решений. Мы провели большую подготовительную работу, впереди нас ждут интенсивные переговоры на высшем уровне. Лиссабон может войти в историю. Мы должны воспользоваться этим шансом .