31 января на плановой встрече министров иностранных дел стран Евросоюза должно быть принято политическое решение о санкциях в отношении официального Минска. Список белорусских чиновников, в отношении которых ЕС намерен применить санкции, может быть расширен как минимум до 100 человек. Механизм подготовки такого решения уже запущен.
Прошедшая 12 января в Европарламенте дискуссия по белорусскому вопросу, в которой приняли участие представители комитета по иностранным делам и подкомитета по правам человека, делегации Европарламента по связям с Евронестом и Белоруссией, а также большая группа активистов белорусской оппозиции, подтвердила понимание европейскими политиками всей сложности сложившейся в Белоруссии ситуации и необходимости адекватного ответа ЕС на действия белорусских властей.
Можно сказать, что возобновление и, не исключено, ужесточение санкций в отношении официального Минска для Евросоюза сегодня — это не только реакция на попрание белорусскими властями основополагающих для Европы демократических принципов и ценностей. События 19 декабря в Минске стали для Евросоюза звонкой оплеухой, после которой в головах европейских чиновников, наконец, рассеялся туман, в котором они сами последние два года старательно прятали все режущие глаз недостатки белорусского режима, надеясь на его эволюционное трансформирование во что-то более приемлемое, чем диктатура.
Однако политика мягкого втягивания, которой придерживался Евросоюз, оказалась эффективным инструментом лишь в руках белорусских властей, использовавших его для собственных сценариев, построенных на противоречиях между геополитическими центрами.
Сегодня у ЕС нет иного выхода, кроме кардинального пересмотра своей политики относительно Белоруссии, максимального сужения окна возможных вариантов, чтобы не дать официальному Минску найти слабое место и надавить на него.
«Беларусь станет испытанием для внешней политики ЕС», — заявил сегодня в Европарламенте депутат от Польши Яцек Сариуш-Вольски, явно имея в виду имевшие место ранее непоследовательность и непринципиальность европейских позиций по белорусскому вопросу, шарахания от санкций к диалогу на высоком уровне, восприятие желаемого за действительность.
Можно даже предположить, что Европа на какое-то непродолжительное время сумела прочувствовать ту ментальную усталость от политической системы в Белоруссии, которую полтора десятилетия испытывает белорусское общество, проникнуться ей и во всей полноте осознать, что нынешняя белорусская власть — это не представитель и выразитель интересов белорусского народа, а некое инородное и автономное образование, с интересами народа не имеющее ничего общего.
У Евросоюза, как и у белорусского общества, есть желание понять причины, побудившие власти к жестким действиям против тех, кто не вписался в официальные 80%, и к дальнейшим репрессиям в отношении гражданского общества. В ЕС даже звучат призывы к проведению международного расследования событий 19 декабря. Но очевидно, что дожидаться каких-либо детализированных выводов Европа не станет.
Сегодня верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон приняла министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова, уже который день безрезультатно мотающегося по европейским столицам с «рабочими визитами». Судя по всему, заинтересовать верховного представителя ЕС какими-либо компромиссными вариантами белорусскому дипломату не удалось.
Во время встречи с Мартыновым Эштон лишь еще раз подтвердила необходимость «немедленного освобождения задержанных по политическим мотивам» и «немедленного прекращения преследования оппозиции, представителей демократических сил и гражданского общества».
Уже имея опыт «торговых отношений» с официальным Минском по поводу политзаключенных, Европейский союз, наверняка, постарается не дать втянуть себя в новый торг. Именно поэтому официальному Минску устами Эштон фактически вынесен ультиматум. Речь идет «о считанных днях и часах».
Политическое руководство Евросоюза часто упрекают за его многоликость и широкий разброс мнений, из-за чего выработка принципиальных решений, в том числе и по белорусскому вопросу, затягивается порой неимоверно. Но нынче, под впечатлением событий в Белоруссии и катастрофически выпадающего из всех мыслимых рамок поведения белорусских властей, желание еврочиновников проголосовать «за» (санкции, другие меры воздействия, помощь демократическому сообществу Белоруссии) как никогда единодушно.
Даже большой друг официального Минска Сильвио Берлускони сдался. Еще буквально вчера Италия высказывалась против возобновления санкций в отношении Лукашенко и других белорусских чиновников, а уже сегодня премьер-министр Италии согласился не блокировать решение о санкциях.
Если оно будет принято, вероятность чего весьма велика, отношения Белоруссии и Европы, Запада в целом на политическом уровне вновь могут быть заморожены. Евросоюз возобновит и расширит программы помощи демократическим институтам и независимым СМИ Белоруссии. То есть по формальным признакам каждая из сторон вернется на исходную позицию. И такой вариант может показаться для официального Минска не самым худшим. Ведь белорусские власти, в принципе, неплохо себя чувствовали и без политических коммуникаций с Европой.
Однако нынешняя ситуации от, допустим, даже трехлетней давности отличается существенно. У официального Минска уже нет той безоговорочной политической и экономической поддержки со стороны Кремля, как еще недавно. А полное отторжение белорусского режима, к которому сегодня как никогда близок Евросоюз, и вовсе лишит официальный Минск любимого занятия — возможности играть на интересах Запада и России. Ведь с тем, кто постоянно мухлюет, рано или поздно играть отказываются все.