По словам организаторов, порядка 40 тысяч человек вышли на улицы Брюсселя в минувшее воскресенье на марш протеста. Демонстранты протестовали против политического тупика, в котором до сих пор находится Бельгия. По данным полиции, в манифестации приняли участие 34 тысячи человек. Это намного больше, чем рассчитывали организаторы - комитет Shame («Стыд»). Комитет сформирован в интернете, изначально в нем состояли несколько студентов, ратующих за то, чтобы спустя семь месяцев после парламентских выборов в стране наконец-то было сформировано правительство.
Марш «стыда», участники которого не выступали под каким-либо единым лозунгом, собрал бельгийцев всех возрастов - как франкоговорящих, так и говорящих на нидерландском. Лишь немногие участники были одеты в белое, как планировали организаторы демонстрации. Зато они принесли с собой большое количество бельгийских флагов, в то время как организаторы просили участников избегать символики единой Бельгии, которая фактически потеряла актуальность.
Демонстранты несли самые различные плакаты: «Кто хочет, тот может!», «За ответственную политику». Юные социалисты – как фламандцы, так и франкоговорящие - несли плакаты «Убивать наше будущее – это преступление». Были и шутливые лозунги: «Прийти к соглашению – это так здорово», «Чемпионы мира» - намек на то, что в ближайшие недели Бельгия побьет рекорд Ирака по продолжительности политического кризиса. Или: «Мартина без правительства» - лозунг отсылает к героине известных детских книг.
Организаторы довольны маршем. Как сказал один из них, данное выступление – «лишь начало», которое будет иметь политические последствия. Хотя точное число участников пока не озвучено, многие демонстранты и эксперты убеждены, что марш повлияет на ход ведущихся сейчас переговоров.
Переговоры идут еле-еле. Их возглавляет «миротворец» Йохан Ванд Ланотт (Johan Vande Lanotte). В начале января король Альбер II вернул его на этот пост после отставки. Сенатор, представляющий фламандских социалистов, продолжает контактировать с партиями обеих сообществ, чтобы найти выход из институционального кризиса. Разработанный им проект компромисса был отвергнут двумя основными фламандскими партиями.
Партия «Новый фламандский союз» (NVA, независимая партия правого толка) каждый раз яростно сопротивляется предложениям, которые она считает слишком благоприятными для франкоговорящих, и самому принципу ведения переговоров между семи партиями (три франкоговорящие, четыре – фламандские), которого придерживается Ванд Ланотт.
В субботу 22 января глава NVA Барт Де Вевер (Bart De Wever) предложил всем, кто полагает, что его партия не должна входить в состав будущего правительства, «дать об этом знать». Он имел в виду участников намеченного на воскресенье марша протеста, но также и политиков, которые, по его выражению, пытались «сыграть» на демонстрации. «Если партия NVA не хочет или не решается войти в состав правительства, так пусть скажет это сама», - парировала глава Фламандской социалистической партии (SpA) Каролин Геннез (Caroline Gennez).
Де Вевер попытался отвергнуть доводы тех, кто подчеркивает финансовые риски, связанные с продолжением политической неопределенности. Политик обрушился на «тех, кто предпочел бы, чтобы его страна страдала от серьезных финансовых проблем, нежели чтобы она кардинальным образом трансформировалась». Он также раскритиковал «уже покрывшееся ржавчиной застарелое бездействие», которого придерживаются его оппоненты. Утверждая, что он также желает «как можно более скорейшего разрешения кризиса», глава партии все же подтвердил, что все равно отстаивает необходимость широкомасштабной институциональной реформы, глубоких социально-экономических реформ и более жесткой миграционной политики.
В воскресенье одна из франкоговорящих участниц переговоров Жоэль Мильке (Joëlle Milquet), глава Гуманитарного демократического центра, пригласила Де Вевера «осмелиться вступить» в настоящие переговоры. В то же время она отметила, что франкофонные партии не могут принять все его требования. «Потому что в этом случае Бельгии не останется», - подчеркнула она.