Брюссель – Расширение полномочий ЕС в отношениях с газовыми автократиями каспийского региона, увеличение государственного финансирования на возобновляемые источники энергии, а также энергетический коридор «Север-Юг» - вот те вопросы, которые войдут в повестку саммита Евросоюза, собирающегося в пятницу 4 февраля. Но между Францией, Германией и восточноевропейскими членами ЕС существуют разногласия относительно порядка приоритетов.
В конечном итоге, в дискуссиях лидеров ЕС по энергетической безопасности, трубопроводам и либерализации рынка важнейшее место займут два вопроса: деньги и Россия. Еврокомиссия, например, хочет иметь государственное финансирование на трансграничные проекты и проекты «зеленой» энергетики в следующем многолетнем бюджете ЕС, начинающемся с 2013 года.
Один из важных инвестиционных проектов, который продвигает Еврокомиссия, связан с модернизацией электроэнергетических сетей ЕС, чтобы, скажем, энергию от ветровых установок в Северном море можно было передавать в Испанию или Италию. Модернизация может обойтись примерно в 200 миллиардов евро, и Брюссель опасается, что частный сектор сможет оплатить не более половины из этой суммы.
Германия, вносящая больше всех средств в бюджет Евросоюза, смотрит на это дело иначе. По данным немецких правительственных источников, это вопрос в большей степени не денег, а «умного регулирования», поскольку такое регулирование позволит частному сектору вкладывать в эту область больше инвестиций.
В пятницу предстоит обсудить предложение еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера (Guenther Oettinger), который сам является немецким политиком. Но Берлин не торопится раскрывать свои карты, предпочитая перенести рассмотрение вопроса о деньгах на более представительные переговоры о следующем многолетнем бюджете ЕС.
Хотя Германия уверена в том, что компании в состоянии вложить необходимые средства в эту сферу, такая уверенность опровергается опытом Испании и Нидерландов. Там компании оказались в сложном положении после сокращения субсидий на парки ветровой и солнечной энергии в связи с введением режима строгой экономии бюджетных средств.
Лидеры восточных стран-членов Евросоюза, многие из которых серьезно пострадали в результате российско-украинского газового кризиса 2009 года, очень хотят, чтобы ЕС выделил средства на трансграничные соединительные трубопроводы, что позволит их государствам помогать друг другу в случае перебоев с поставками.
В четверг вечером премьер-министры Болгарии, Венгрии, Чехии, Польши и Словакии, а также президент Румынии проведут встречу с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, чтобы согласовать на ней вопросы газового коридора «Север-Юг». Этот коридор свяжет восточный фланг ЕС, который до сих пор очень сильно зависит от российского газа, с более разнообразными источниками энергоресурсов Северной и Западной Европы.
Но денежные проблемы и обеспокоенность ЕС по поводу отношений с Россией могут затормозить реализацию этого плана.
Флагманский проект ЕС, нацеленный на снижение зависимости от московской газовой политики – Nabucco – существует уже девятый год, но в основном на бумаге. Пока не проложено ни одного километра труб, а проложить их предстоит 1200 километров – через территорию Южного Кавказа, Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии.
В интервью австрийской газете Die Presse Эттингер выразил недовольство тем, что стоящий за проектом Nabucco многонациональный консорциум пока так и не принял никаких ключевых коммерческих решений.
«Сейчас у нас есть шанс выйти на самые крупные в мире газовые месторождения. Точно так же, как 150 лет тому назад наши предки отправились в Баку, чтобы добывать нефть, сейчас у нас появляется новое окно возможностей для того, чтобы наладить газовое партнерство между каспийским регионом и Европой», - заявил он.
Расширение полномочий ЕС на переговорах с каспийскими государствами – это один из вопросов, который будет обсуждаться в пятницу.
Но каспийские автократии являются непростыми для Европы деловыми партнерами. Встречи на высшем уровне становятся причиной для резкой критики со стороны правозащитных неправительственных организаций, а непредсказуемость и непрозрачность этих режимов затрудняет процесс заключения договоренностей и контрактов по обычным европейским нормам и правилам.