Комиссар ЕС Штефан Фюле (Stefan Fuele) выступил с беспрецедентным признанием вины за историческую поддержку, которую Европа оказывала диктаторам по всей северной Африке.
Раскритиковав то, что он назвал «довольно оскорбительной точкой зрения» по поводу «арабской исключительности» в вопросах демократии, в понедельник (28 февраля) он заявил депутатам Европейского парламента: «Нам есть, чего стыдиться в прошлом. Европа недостаточно активно защищала права человека и местные демократические силы в регионе».
«Слишком многие из нас стали жертвой предположения, что авторитарные режимы являлись гарантией стабильности в регионе», - продолжил г-н Фюле, бывший чешский дипломат, сегодня отвечающий за расширение ЕС и политику добрососедства.
Выступив особенно прямолинейно, он сказал, что Европа должна быть на стороне выступающих за демократию демонстрантов, а не «диктаторов», убивающих своих граждан.
«Толпы на улицах Туниса, Каира и других городов борются во имя разделяемых нами ценностей. Именно с ними и ради них мы должны действовать сегодня – а не сотрудничать с диктаторами, которые прямо сейчас проливают кровь своих собственных граждан, выказывая полнейше пренебрежение человеческой жизнью».
Он сказал, что Европа должна отреагировать на события в странах, лежащих к югу от нее, так же, как два десятилетия назад она отреагировала на схожие восстания против других режимов в странах, лежащих к востоку: «Европа должна и сможет принять вызов и поддержать переход к демократии в северной Африке, как она сделала это после революций в Восточной Европе в 1989 году».
Он добавил, что обеспокоенность по поводу роста миграции, доступа к нефти или «повышенной видимости исламистов» не должна помешать Европе поддержать в регионе демократию.
«Да, мы можем столкнуться с увеличившимися потоками миграции из Туниса, Ливии и, до некоторой степени, Египта. Да, в странах, становящихся на путь демократии, будет определенный политический вакуум, включая проявление исламистских партий и, по крайней мере, в некоторых из них, существует опасность, что они не захотят играть по правилам демократии. Да, цены на нефть могут вырасти, инвестиции и бизнесы могут быть потеряны. Да, в Ливии может начаться гражданская война и связанная с ней нестабильность».
«Мы знаем, что силы перемен, выпущенные на свободу, не приведут к немедленному созданию стабильных политических систем. Однако мы должны преодолеть эти риски, не теряя из виду нашу долгосрочную общую цель: демократическую, стабильную, процветающую и мирную северную Африку».
Г-н Фюле сказал, что Европейская комиссия подготовила «новый подход», который будет под стать уровню устремлений, к которому «неизменно призывал» парламент.
Он объявил, что президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу попросил, чтобы все подразделения комиссии определили, какие инициативы в их области работы могут помочь созданию того, что он назвал «новым южным Средиземноморьем».
16 марта г-н Фуеле и глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон также опубликуют доклад, содержащий стратегические предложения по этому поводу. После этого доклад будет рассмотрен премьер-министрами и президентами стран ЕС на весеннем заседании Европейского совета.
Комиссар также обозначил свежий подход к щекотливому вопросу миграции из региона, заявив, что хотя ЕС продолжит требовать, чтобы североафриканские государства предотвращали нелегальную миграцию и сотрудничали по вопросу возврата беженцев, блок должен продемонстрировать «больше инициативности» и озвучил идею узаконенной «временной или повторяющейся миграции» для рабочих.
Он также сказал, что Тунис уже сделал запрос по этому поводу, и заметил, что облегчение рабочим въезда в Европу на законных основаниях предпочтительнее, чем необходимость бороться с внезапными массовыми исходами.
«Предпочтительнее управлять подобной миграцией, чем иметь дело с гуманитарными кризисами, возникающими из-за неконтролируемой миграции».
Однако, с оглядкой на государства Евросоюза, занимающие жесткую позицию по миграции, он сказал, что для проведения подобных стратегий в жизнь понадобится помощь Европейского парламента.
«Это еще один вопрос, по которому нам понадобится полная поддержка этой палаты [представителей]», - сказал он.
«Пакт между севером и югом»
Это первый раз, когда высокопоставленный чиновник ЕС принес извинения за политическую стратегию блока. Кэтрин Эштон, возглавляющая внешнеполитическое ведомство ЕС, хранит молчание по вопросу поддержки североафриканских режимов.
Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт выступил со схожей оценкой в январе, вскоре после тунисской революции, когда он написал в своем блоге: «В случае с Тунисом довольно очевидно, что [европейское сотрудничество с североафриканскими государствами] провалилось».
«Оглядываясь назад, разумно спросить, достаточно ли мы поддерживали демократические права в Тунисе», - также написал он.
Глава внешнеполитического ведомства Финляндии Александр Стабб также сделал ряд критических замечаний.
В понедельник министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле также призвал к новому «северо-южному» пакту между Европой и северной Африкой, повторив мысли г-на Фюле, хотя и не так прямолинейно.
В интервью газете FT Deutschland, он сказал: «Во-первых, все чаще и чаще опровергается утверждение о том, что ислам, демократия и прогресс противоречат друг другу, и, во-вторых, мы можем гарантировать стабильное государство не с помощью авторитарного правительства, а с помощью стабильного общества».
Со своей стороны, за последние два месяца Франция подверглась многочисленным нападкам комментаторов, в то время как газеты практически еженедельно публикуют свежую информацию о постыдных связях между французскими политиками по обе стороны идеологического спектра и североафриканскими режимами.
В попытке остановить негативные отзывы в прессе, Франция выступила в авангарде с призывами к более решительным действиям ЕС в Ливии. В понедельник Париж отправил два самолета в Бенгази, восточную область страны, которую премьер-министр Франсуа Фийон называет теперь «освобожденной территорией».
Объявив об этом шаге, он добавил: «Как вы видите, Франция была в авангарде по принятию решения наложить санкции против полковника Каддафи. Именно мы призвали Европейский совет занять общую позицию по этому вопросу».
Однако, в отличие от Алжира, Туниса и Египта, у Парижа никогда не было крепких связей с администрацией в Триполи.
На прошлой неделе один европейский дипломат объяснил, почему страны северной Европы более критично относятся к поддержке южных деспотов: «Чем дальше вы от иммигрантов, высаживающихся на ваших пляжах, тем более высоконравственную позицию можете себе позволить».