Восстание против сорокалетнего правления Муаммара Каддафи в Ливии уже оказалось гораздо более кровавым и обошлось гораздо дороже, чем народные восстания в Тунисе или Египте. Мобилизовав свои наземные, морские и воздушные силы, а также группы наемников, Каддафи бросил в борьбу за удержание власти все свои значительные ресурсы. По состоянию на вчера его контрнаступление, похоже, застряло у нефтяного города Брега. Но если ему удастся там победить, между ним и штаб-квартирой оппозиции в Бенгази остается лишь одно крупное поселение.
В то момент, когда у оппозиции, похоже, истекает время, жестокая целеустремленность ливийского лидера заставляет внешний мир биться в поисках ответа. Чувство естественной солидарности вызывают, конечно же, силы оппозиции: история, несомненно, на их стороне. Вопрос в том, помогать ли им, и если да, то как.
На выходных Лига арабских государств согласилась обратиться к Совету безопасности ООН с призывом ввести над Ливией бесполетную зону. Возражали лишь Сирия и Алжир. Британия и Франция также поддерживают эту идею. Вчера, один из тяжеловесов британской внешней политики сэр Малкольм Рифкинд (Sir Malcolm Rifkind) призвал Запад обеспечить выступающие против Каддафи силы оружием. Его призыв прозвучал в тот момент, когда министры иностранных дел «большой восьмерки» собрались в Париже, чтобы обсудить различные вопросы, из которых Ливия была самым главным. План бесполетной зоны может быть презентован сегодня на заседании НАТО, а после этого в Совет безопасности может быть представлена официальная резолюция.
Многие могут посчитать подобный график действий чрезмерно растянутым во времени, учитывая скорость, с которой Каддафи предпринял свое контрнаступление. Однако, если мы вынесли какой-то урок из Ирака, он должен состоять в том, что эффективные действия нельзя предпринимать без широчайшей возможной поддержки, включая страны региона, и что подобные действия должны быть законными, что означает, что у них должен быть – если это вообще возможно – мандат Совета безопасности ООН. Добро и зло происходящего в Ливии может быть очевидно, но политика и практические аспекты не так просты, как намекают шумно требующие немедленного вмешательства.
Хотя правительства Британии и Франции поддерживают бесполетную зону, до сих пор им не удалось убедить всех своих соседей-европейцев. Существенно то, что администрация США также держится в стороне. В рамках НАТО Германия и Италия с прохладцей относятся к бесполетной зоне, в то время как Турция решительно выступает против. Поддержка Лиги арабских государств – это положительный знак, основанный на том, что Каддафи потерял в их глазах легитимность, однако нет никаких гарантий, что удастся склонить на свою сторону Россию и Китай.
Премьер-министр описал вчера бесполетную зону как «отлично выполнимую», но чтобы собрать необходимые силы могут потребоваться недели, и – как указал министр обороны США Роберт Гейтс – контроль над ливийским небом это гораздо более трудоемкая задача, чем защита Боснии или областей Ирака. Можно поспорить, действительно ли необходимо, как заявил г-н Гейтс, начать подобные действия с налетов авиации, но недооценивать риски нельзя. Каддафи продемонстрировал, что него есть воздушные силы, и что он готов их использовать. Обеспечение бесполетной зоны в воздухе может быстро перерасти в некую форму интервенции на земле.
К этим рискам следует прибавить и неопределенность, сохраняющуюся в регионе. Вчерашнее прибытие в Бахрейн войск из стран Персидского залива, в основном из Саудовской Аравии, может потенциально стать новым источником нестабильности. Ситуация в Египте остается критической. Самое главное же в том, что следует задаться вопросом о том, насколько разумно со стороны западных стран помогать в Ливии восстанию, не способно поддержать себя самостоятельно – в этом направлении лежат обвинения в нео-империалистических амбициях и перспектива неприятного поражения. У международного консенсуса не может быть никакой замены. Осмотрительность и законность должны быть основными принципами.